#СИДИМДОМА

16+

НОВОСТИ

КОНТАКТЫ

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

объявления в мирном, мир информации и рекламы, газета мир,

Отказ от применения ядерного оружия первым означал, что в случае внезапного ядерного нападения противника  нам придется действовать в крайне тяжелых условиях. А это означало, что новые ракетные комплексы должны быть мобильными и незаметными для средств космической разведки противника, а также устойчивыми к поражающим факторам ядерного взрыва.

Не нарушая подписанного между СССР и США Договора ОСВ-2, в Советском Союзе началась подготовка к развертыванию новой МБР РТ-23 (РС-22) шахтного и железнодорожного базирования (она была заявлена как новая МБР, так как по договору ОСВ-2 каждая из сторон могла иметь на вооружении по одной новой МБР). Одновременно создавался мобильный грунтовый ракетный комплекс "Тополь" с ракетой РС-12М, заявленный как модификация стоящей на вооружении твердотопливной МБР РС-12 (о ее испытаниях на космодроме "Плесецк" мы вам рассказывали на страницах газеты "Панорама Мирного" в прошлом году).

 

Межконтинентальный ракетный комплекс РТ-23 (РС-22) "Молодец"

 

В начале 80-х годов в КБ "Южное" в Днепропетровске под руководством Владимира Уткина была создана новая ракета в противовес американской "МХ". При этом ее основные характеристики не выходили за ограничения, накладываемые советско-американским Договором ОСВ-2. Новая твердотопливная ракета была создана для размещения как в шахтной пусковой установке (РС-22А), так и в мобильном варианте (РС-22В). При этом подвижную пусковую установку было предложено  разместить на базе железнодорожного вагона. Такой способ базирования ракеты, несмотря на сложности и недостатки, позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу, что было крайне важно для оружия ответного удара. Выследить боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), непрерывно курсирующий по бескрайним просторам страны по забитым обычными составами железнодорожным магистралям, было сложно даже для спутниковой разведки противника. Еще сложнее было нанести по нему прицельный удар.

 

Пуск состоялся. Шахтная пусковая установка для ракеты РС-22А

 

У нас ракету назвали "Молодец", а на Западе ей присвоили обозначение SS-24 "Scalpel" ("Скальпель").

Совместные летные испытания комплексов с ракетами РС-22 шахтного и железнодорожного базирования проводились с 1982 по 1985 год на полигоне под Плесецком 4-м испытательным управлением под руководством Героя Социалистического Труда полковника Леонида Ивановича Долинова с целью принятия их на вооружение. Первую ракету загрузили в шахтную пусковую установку 23 апреля, а первый пуск из шахты ракеты РС-22 состоялся 26 октября 1982 года. Пуск прошел не совсем успешно, отклонение головной части от цели превысило заданные величины. В ходе испытаний было проведено 8 пусков из шахты, из которых 5 были аварийными, при этом пятая ракета практически взорвалась на старте, выведя из строя пусковую установку. Еще 10 пусков ракеты РС-22 были проведены с железнодорожной пусковой установки, один из которых был проведен после транспортных испытаний после прохождения железнодорожным составом 50000 км. Из зачетных 10 пусков успешными были 7, частично успешными - 2 и неуспешным один. После проведенных на полигоне под Плесецком  испытаний стало ясно, что ракету необходимо доработать. И только на этапе создания следующей модификации - РТ-23УТТХ - удалось достичь необходимых характеристик комплекса.

 

Пуск МБР РС-22В (РТ-23 УТТХ)

В середине 80-х годов также прорабатывалась возможность создания подвижного грунтового ракетного комплекса с ракетой РС-22. Были даже изготовлены две пусковые установки на 250 и 220 тонн. Однако их вес и габариты были слишком велики, и дальнейшие работы по созданию подвижного грунтового комплекса с универсальной ракетой РС-22 были прекращены.

Для отработки ракетных комплексов на полигоне была построена экспериментальная испытательная база. Для ее создания был сооружен технический комплекс на площадке "Боровое", переоборудованы две шахтные пусковые установки РК РС-12 и построены два новых шахтных сооружения, оборудованы стартовые позиции железнодорожных пусковых установок с четырьмя точками пуска, имеющими разную несущую способность железнодорожного полотна, и командный пункт на площадке "Лощина", а также проложено 56 километров магистральной железной дороги. Стоимость созданной экспериментальной испытательной базы составила 35 миллионов 124 тысячи рублей в ценах 1985 года, из них 23 миллиона рублей ушло на строительство железной дороги.

В январе 1984 года 57-е УИР приступило к созданию экспериментальной испытательной базы для отработки РК РС-22А шахтного базирования на площадках "Южная -1, 2" и "Светлая- 1, 2" в составе четырех пусковых установок. Сейчас сложно передать все трудности и лишения тех лет. Несмотря на то, что стволы шахт рылись на возвышенной местности, шло постоянное их подтопление грунтовыми водами. Вместо 12 месяцев по плану строительство продолжалось 30 месяцев. И тому были причины. Для строительства пусковых установок необходимо было от 122 площадки проложить несколько десятков километров усиленной дороги, чтобы по ней транспортировать автопоезд весом в 500 тонн. Но из-за слабонесущего грунта и множества водяных линз на маршруте строить дорогу летом не представлялось возможным. Поэтому дорогу военные строители начали строить только в январе 1986 года. В 1986 году объекты площадок "Южная-1", "Южная-2", "Ключевое", "Звонкая" и "Боровое" были приняты в эксплуатацию, а в 1987-1988 годах ввели в эксплуатацию площадки "Светлая-1", "Светлая-2" и "Солнечная". Так было завершено создание на полигоне под Плесецком уникальной экспериментальной испытательной базы для отработки комплекса с МБР РС-22А.

 

Головная часть ракеты РС-22

 

31 июля 1986 года на 53 НИИП начались летные испытания ракеты РС-22А шахтного базирования, проходившие до 23 сентября 1987 года. Всего было проведено 20 пусков. По итогам испытаний ракетный комплекс был принят на вооружение, а в августе 1988 года уже был развернут первый ракетный полк с ракетами РС-22А в городе Первомайске. Всего до июля 1991 года было поставлено на боевое дежурство 56 единиц ракеты РС-22А. Причем только 10 из них были расположены на территории РСФСР. Как потом выяснилось, этот факт сыграл в судьбе этой ракеты печальную роль. После развала СССР лишь они и остались у России. Остальные 46 оказались на территории Украины и были ликвидированы по причине объявления последней своего безъядерного статуса.

Летные испытания ракеты РС-22В железнодорожного базирования проводились на космодроме "Плесецк" с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. В ходе испытаний было проведено 16 пусков ракеты РС-22В, только один из них был аварийным. Огромный объем работ был проведен и по транспортным испытаниям  БЖРК с ракетой РС-22В, в ходе которых в 1986-1990 годах по железным дорогам страны БЖРК было пройдено 317410 километров. Агрегаты поезда эксплуатировались при температурах от минус 39 градусов в Воркуте до 44 градусов в Казахстане, при обледенении оборудования и агрегатов поезда в Сибири и при пылевых бурях в Казахстане. По итогам испытаний БЖРК с ракетами РС-22В был принят на вооружение.

 

"Ядерный" поезд

 

Главным пассажиром БЖРК была ракета РС-22В - самая точная в мире, по утверждению специалистов. Отклонение от точки падения ракеты составляло не более 200 м при стрельбе на дальность 10000 км. Именно поэтому американцы нарекли этот твердотопливный носитель РС-22 "Скальпелем".

Каждый "ядерный" поезд приравнивался к ракетному полку и включал в свой состав три тепловоза, три с виду обычных железнодорожных вагона-рефрижератора (отличительный признак - восемь колесных пар), командный вагон, вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения и для размещения личного состава дежурной смены. В вагонах-"рефрижераторах" размещались транспортно-пусковые контейнеры с ракетой. Каждый из "рефрижераторов" мог выполнять пуск ракеты как в составе поезда, так и в автономном режиме. Сегодня один такой вагон можно увидеть в музее Министерства путей сообщения в Санкт-Петербурге.

 

«Ядерный» поезд на маршруте патрулирования

 

Для развертывания комплекса состав останавливался, крыша вагона-"рефрижератора" откидывалась, контейнер с ракетой переводился в вертикальное положение и из него вылетала ракета. Старт ракеты из контейнера осуществлялся "минометным" способом, в воздухе ракета наклонялась с помощью порохового заряда, и лишь затем запускался маршевый двигатель. Двигатель первой ступени ракеты срабатывал на 50-метровой высоте, чтобы огненная струя не повредила пусковой комплекс и рельсы. Весь процесс запуска занимал около двух минут. Стрельбу можно было выполнять из любой точки маршрута движения, в том числе и с электрифицированных железных дорог. В этом случае задействовались специальные устройства отвода контактной сети.

Каждая МБР РС-22В оснащалась 10 ядерными боеголовками мощностью по 500 килотонн. Максимальная дальность полета ракеты составляла 10000 км, стартовая масса - 104 тонны, а длина ракеты - 22 метра.

Ракетные эшелоны ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем поезда отстаивались на специальных позициях, которые до сих пор можно увидеть: непонятные ответвления железнодорожного полотна, идущие в никуда.

Служившие в таких "ядерных" поездах вспоминают, что часто состав после прохождения так портил железнодорожные пути, что затем их приходилось основательно чинить. Интересно, догадывались ли железнодорожники о том, что за "поезд" разъезжает у них по ночам?  Может быть, и догадывались, да помалкивали. А вот то, что именно благодаря БЖРК Министерство путей сообщения было вынуждено реконструировать многие тысячи километров железнодорожных магистралей по всей стране в достаточно короткие сроки - это сущая правда. Так что БЖРК не только повысил обороноспособность страны, но еще и оказал помощь в развитии народного хозяйства, повысив надежность и срок эксплуатации многих километров железнодорожных магистралей.

 

 

 

 

«Ядерный» поезд готовится к пуску

 

До 1991 года "ядерные" поезда регулярно курсировали по железнодорожным магистралям Советского Союза, пока осенью этого года на волне разрядки отношений между СССР и США, можно даже сказать эйфории, что мы уже вроде и не противники, Михаил Горбачев и Рональд Рейган не договорились поставить их на прикол в пунктах постоянной дислокации. "Ядерные" поезда перестали выходить на трассы и превратились в достаточно легкую добычу для вероятного противника  Тогда же, в ответ на инициативу США о прекращение разработки МБР "МХ" железнодорожного базирования, проходившей в то время полигонные испытания, Михаил Горбачев поспешил объявить об отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-22В. Этим он ограничил период пребывания ракет этого типа на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации. Вскоре предприятия, производящие ракету РС-22, оказались за пределами России (на Украине), чем окончательно подписали приговор этому ракетному комплексу как железнодорожного, так и шахтного базирования.

По истечении гарантийных сроков эксплуатации ракет РС-22 и железнодорожного комплекса было принято решение об их ликвидации. В настоящее время все комплексы полностью выведены из состава Ракетных войск стратегического назначения. Последний "ядерный" поезд Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства 12 августа 2005 года.

 

«Серебряный костыль» в завершение укладки железнодорожного полотна на опытной ветке для испытаний БЖРК

 

Ставить точку в истории БЖРК еще рано. По словам Командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, "в настоящее время проводятся работы по возможному созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса, однако окончательное решение по нему не принято".

 

Долинов Леонид Иванович

генерал-майор (1930-2017)

 

Леонид Иванович Долинов родился 6 ноября 1930 года в деревне Заозерье Лодейнопольского района Ленинградской области в семье крестьянина. В 1950 году окончил педагогическое училище в городе Лодейное Поле, работал учителем в школе.

В Советской Армии с 1950 года. В 1952 году поступил в 160-е военное авиационное училище летчиков в городе Пугачев Саратовской области. После окончания училища, в 1954 году, как один из лучших выпускников был оставлен летчиком-инструктором в 626-м учебном авиационном полку Качинского военного авиационного училища летчиков. Одним из первых в полку вылетел самостоятельно на вертолете Ми-4.

 

Долинов Леонид Иванович, генерал-майор, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города Мирный

 

В 1958 году был направлен на учебу в Военную академию командного и штурманского состава ВВС. В 1960 году переведен слушателем 2-го курса Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского, которую успешно окончил в 1964 году. С июля 1964 года проходил службу на полигоне в Плесецке, где прошел путь от начальника команды заправки до начальника 4-го испытательного управления. Двадцать два года Леонид Иванович Долинов отдал полигону, 10 лет из которых, с 1975 по 1986 годы,  руководил 4-м испытательным управлением, где испытывалось самое современное ракетное оружие.

С августа 1986 года - начальник управления Главного Управления реактивного вооружения (3-е управление ГУРВО).

С 1988 года генерал-майор Л.И.Долинов - в запасе. Вел активную общественную деятельность в межрегиональной общественной организации "Союз ветеранов РВСН".

Скончался 12 марта 2017 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1984 года за большие заслуги в испытаниях новой ракетной техники полковнику Долинову Леониду Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и молот". Награжден двумя орденами Ленина и многими медалями. Лауреат Государственной премии СССР. В 2007 году Л.И.Долинову было присвоено звание "Почетный гражданин города Мирный" - за выдающиеся заслуги перед муниципальным образованием Мирный, большой личный вклад в развитие Мирного, обеспечение его благополучия и процветания.

 

В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:

1. "Северный космодром России". Космодром "Плесецк". 2007 год.

2. "Полигон особой важности". Москва. Согласие. 1997 год.

3. Информация открытых интернет-источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

читать еще >

г.Мирный, ул.Ленина, 55, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

г.Мирный, ул.Неделина, 6а, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

п.Плесецк, ул.Октябрьская, 30, фотоцентр “СМАЙЛ” (КООПЕРАТОР)

п.Североонежск, микрорайон 2, дом 6, магазин "Оргтехника"

п.Савинский, ул.Октябрьская, 20, ТЦ "Престиж", магазин "Алиса"

Воспользуйтесь услугами бесплатной еженедельной газеты по городу Мирный и Плесецкому району

"Мир Информации и Рекламы". Ваше объявление будет опубликовано на страницах нашего сайта.

Объявления принимаются:

 

Рейтинг@Mail.ru

© 2016 МИР design. Все права защищены.

Разрядка напряженности, наступившая после заключения между СССР и США договоров об ограничении стратегических вооружений в 70-х годах прошлого века, в 80-е годы сменилась жесткой конфронтацией между мировыми сверхдержавами. Информация о создании в США межконтинентальной баллистической ракеты нового поколения "Пискипер" или "МХ", как ее называли в СССР, настолько взволновала советское руководство, что было принято решение о создании в Советском Союзе принципиально новых межконтинентальных ракетных комплексов для нанесения ответного ядерного удара по агрессору. Дело в том, что еще в конце 70-х годов руководство СССР сделало политическое заявление о том, что Советский Союз не будет применять ракетно-ядерное оружие первым.

Испытания новых образцов ракетной техники на полигоне «Плесецк» в 1970-1980-х годах.

Часть 1. МБР «Молодец» и «ядерный» поезд