средства массовой информации, Мир информации и рекламы, космодром плесецк, БЕСПЛАТНАЯ ГАЗЕТА, ОБЪЯВЛЕНИЯ

16+

НОВОСТИ

КОНТАКТЫ

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

объявления в мирном, мир информации и рекламы, газета мир,

служба поддержки

читать еще >

г.Мирный, ул.Ленина, 55, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

г.Мирный, ул.Неделина, 6а, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

п.Плесецк, ул.Октябрьская, 30, фотоцентр “СМАЙЛ” (КООПЕРАТОР)

п.Североонежск, микрорайон 2, дом 6, магазин "Оргтехника"

п.Савинский, ул.Октябрьская, 20, ТЦ "Престиж", магазин "Алиса"

Воспользуйтесь услугами бесплатной еженедельной газеты по городу Мирный и Плесецкому району

"Мир Информации и Рекламы". Ваше объявление будет опубликовано на страницах нашего сайта.

Объявления принимаются:

 

Рейтинг@Mail.ru

© 2016 МИР design. Все права защищены.

Откуда же берет начало поселок Плесецк, ставший центром района? Совершенно очевидно, что с начала строительства в 1894 году узкоколейной железной дороги от Вологды до Архангельска – последнего этапа строительства Северной железной дороги (или «дороги Мамонтова», как ее тогда называли). При сооружении дороги было немало бед. Местность, по которой прокладывали дорогу, была малонаселенной и представляла собой непроходимые болота, топи и тайгу. То рельсы со шпалами всасывало болото, то оседали в нем целые железнодорожные составы с балластом.  Не всегда их удавалось спасти. Работы шли сразу с двух сторон – от Вологды и от Архангельска. Строители жили в сырых бараках, шалашах и землянках.. «По пояс в воде, под окрики неграмотные мужики тянут на своих плечах всю тяжесть строительства… Бугры сравниваются, леса вырубаются, болота засыпаются землей и камнем. Инструменты – лопаты, деревянная тачка да человеческие руки. Люди роются в земле, увязая в иловой жиже, болеют. Лекарств нет… В церкви на колесах ежедневно происходит богослужение – панихиды по усопшим», - писал в записной книжке инженер Исупов. Кормили рабочих хлебом, слежавшимся до того, что его приходилось рубить топором.

 

Разрубка просеки и устройство стлани под временную дорогу.

Фото из книги "От Москвы до Заполярья". Фото конца XIX века

 

Вдоль почти всей трассы пришлось прокладывать временную эстакаду для подвод с подвозимым грунтом, материалами и продуктами.  Для сооружения насыпи строители сначала делали продолговатые срубы, засыпали их камнями и грунтом и опускали в топи Только после этого сооружали насыпь.

Не выдержав невыносимых условий, многие из рабочих, задействованных на строительстве железной дороги, бежали обратно в Вологду, где ложились перед домом губернатора, требуя отправки по домам. На костях рабочих была построена дорога на Архангельск. Царское правительство содержало на этой стройке целую армию жандармов, которые жестоко подавляли всякие попытки рабочих протестовать против каторжных условий труда. Кто из нас не помнит некрасовских строк из стихотворения «Железная дорога». Оно рассказывало о тех, кто прокладывал дорогу из Петербурга в Москву.

 

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

 

Эти строки целиком можно отнести и к строителям железной дороги на Архангельск.

 

Надо отметить, что участок железной дороги Вологда - Архангельск был построен за три года. Несмотря на то, что правительство определило слишком жесткие сроки строительства, ограниченность финансов и серьезные трудности, связанные со строительством дороги, она была построена досрочно. 25 марта 1897 года путь сомкнулся южнее станции Плесецкая (в районе станции Лепша). Был вбит «серебряный костыль», а начальники Архангельского и Няндомского строительный участков обменялись рукопожатиями.

 

Работа американской землечерпательной машины на строительстве участка Плесецкая - Обозерская.

Фото 1895 года

 

Одновременно со строительством дороги в 1894 году началось и строительство на всем ее протяжении 19 станций с вокзалами, в том числе и Плесецкая., Емца, Обозерская и Левашка (ныне Холмогорская). Вокзал и другие строения станции Плесецкая заложили в 1895 году и строили два года. Если и были на месте нынешнего Плесецка в 80-х годах XIX века какие-то строения, назвать их поселком можно было с большой натяжкой. Изначально станция представляла собой несколько строений с водокачкой. Первый вокзал можно увидеть на фотографии 1898 года - это деревянные строения, построенные в так называемом «швейцарском» стиле. Вокзал был двухэтажный, обшит тесом и покрашен масляной краской, крышу покрывало кровельное железо, выкрашенное в зеленый цвет. Водокачка на станции была построена из кирпича, на каменном фундаменте. Здание было покрыто железом с деревянными шатрами для баков. Вода поступала из артезианского колодца. Вся станция ограждалась семафорами на расстоянии 250 саженей от входных стрелок. Название станция Плесецкая получила от почтовой станции на тракте Санкт-Петербург - Архангельск, располагавшейся в пяти верстах от железной дороги в деревне Плесцы (ныне город Мирный).

Известный петербургский издатель и писатель-юморист Н.А.Лейкин в книге «По Северу дикому» писал, что станция Плесецкая славилась по всей железной дороге чистой и вкусной водой, которой пассажиры запасались на все путешествие. Здесь построили конно-почтовую станцию тракта Санкт-Петербург – Архангельск, перенеся ее из деревни Плесцы, а также крытые дворы для 10 лошадей и экипажей.

1 сентября 1897 года на станции Плесецкая встречали первый сквозной поезд из Вологды, следовавший в Архангельск. В ноябре этого же года на торжества по случаю открытия узкоколейной линии до Вологды прибыл представитель царского правительства Э.И.Альбрехт, вологодский губернатор И.Я.Дунин-Борковский, шведско-норвежский, английский, бельгийский и датский консулы. Прибыл и сам «хозяин дороги» - Савва Иванович Мамонтов с дочерьми. После торжественного молебна, совершенного епископом Архангельским и Вологодским Иоанникием, в половине второго дня по сигналу станционного колокола от перрона станции Архангельск-Пристань на Вологду отошел первый поезд. С той поры этот день 29  ноября 1897 года принято считать днем рождения железной дороги Архангельск – Вологда. А 1 января 1898 года со станции  Плесецкая  ушло первое почтовое сообщение. Именно тогда на карте Российской империи и появился новый населенный пункт – станция Плесецкая.

 

Станция Плесецкая. Фото 1898 года

 

В 1902 году дорога перешла в ведение Министерства путей сообщения.  Роль ее сводилась исключительно к транзитным перевозкам. С 1907 года дорога вошла в состав Северной железной дороги. Станция и разъезды были оборудованы электрожезловой системой для регулирования движения поездов. А вскоре движение поездов дежурные по станции регулировали с помощью телефона. Несмотря на это, техническая оснащенность железной дороги позволяла пропускать в сутки лишь пару пассажирских и шесть-семь грузовых поездов при скорости 12-15 верст в час.

 

Станционный колокол

 

Станция Плесецкая стала местом притяжения жителей окрестных сел и деревень. Здесь можно было найти работу: паровозам требовались дрова, а железной дороге - рабочие руки. Первыми обживать железнодорожную станцию стали крестьяне из деревни Плесцы. Среди них семьи Жуковых, Майжевых, Орловых. Вот почему поляны в лесу к северо-западу от Плесецка до сих пор называют «Майжевыми огородами». Первым из жителей деревни переехал на железнодорожную станцию Плесецкая Тихон Афанасьевич Лукин, там он построил три дома. Один из его домов еще до недавнего времени стоял в поселке Плесецк на перекрестке улиц Садовой и Октябрьской. Постепенно сюда стали переселяться и крестьяне из Кочмаса, Тарасово, Церковного и других деревень и поселков. Так, к числу первых переселенцев из Тарасово можно отнести братьев Григорьевых – Тимофея и Петра. Именно они стали основателями поселка Мехреньгский, расположенного недалеко от станции. Был у них в поселке длинный дом, прозванный почему-то «гопом», с таким же длинным на весь дом мезонином.

Поселку требовалась церковь и школа. В 1901 году 85 жителей станции Плесецкая обратились в Архангельскую духовную консисторию за разрешением на их строительство. Изначально станция была приписана к Дениславскому церковному приходу. Поэтому прошение было подписано священником прихода С.Ивановым, а также начальником станции В.Плешаковым, железнодорожными служащими станции, а также жандармским унтер-офицером И.Отрепневым и другими.  Начался сбор пожертвований на строительство церкви во имя Иова Ущельского, было собрано около 100 рублей. Обратились и за помощью к смотрителю Санкт-Петербургского духовного училища иеромонаху Никодиму. Отец Никодим хоть и был тогда на станции Плесецкая проездом, но к просьбе отнесся внимательно. Через епархиальное управление прислал на строительство храма и школы 300 рублей. Но собранных денег, конечно, не хватило.

Бурные события революции 1905 года отодвинули заботы и мечты жителей станции Плесецкая о церкви и школе на … 1912 год. А события и вправду были нешуточные.

 

Фонари железнодорожников. Из фондов литературно-краеведческого отдела

Плесецкой районной библиотеки

 

В декабре 1905 года железнодорожники станции Плесецкая поддержали всероссийскую стачку. Пассажирское и товарное движение поездов между Вологдой и Емцей было прекращено. Шли только поезда с продовольствием. На станции Плесецкая жандарм Абраменко пытался угрозами заставить начальника станции пропустить поезда, а в случае отказа угрожал раздеть догола и пешком направить в Няндому, где размещался стачечный комитет. Но рабочие станции дали жандарму отпор. Не смогли заставить железнодорожников нарушить решение стачечного комитета ни архангельский полицмейстер Готовцев, ни лесозаводчик Сурков. Но 29 декабря 1905 года в Няндому вошли войска. Члены забастовочного комитета были арестованы и заключены в тюрьму. Репрессиям подвергли и железнодорожников Плесецкой.

Жизнь людей на станции в то время была настолько бедной, что о строительстве церкви и школы не могло быть и речи. И только в ноябре 1912 года газета «Северное утро» напечатала заметку бывшего начальника станции В.И.Рокачевского, в которой он убедительно доказывал необходимость строительства и храма, и школы. А священник Дениславского прихода отец Павел Стрелков совместно с крестьянами деревни Плесцы и рабочими станции подготовили и отправили в Архангельскую духовную консисторию  ходатайство о строительстве церкви-школы. К этому времени  на станции уже жило более 300 человек. Староста Рождественской церкви города Архангельска и глава рыботорговой фирмы Сергей Яковлевич Тимофеев пожелал построить в Плесецке церковь-школу на свои деньги в ознаменовании 300-летия дома Романовых. 846 бревен на ее постройку казна предоставила бесплатно. Для руководства и контроля над строительством была избрана комиссия из 10 человек.

 

Прибытие пассажирского поезда на станцию. Северная железная дорога.

Фото 1898 года

 

В феврале 1913 года в сопровождении С.Я.Тимофеева на станцию Плесецкая прибыл архипастырь Архангельский и Холмогорский Нафанаил. 30 июня он благословил закладку храма.

К осени 1914 года церковь-школу в основном построили. Тогда же жители Плесецкой, а также соседних станций собрали между собой около 70 рублей на школьную обстановку. А в ноябре 1914 года в одноклассной церковно-приходской школе начались занятия. Первой учительницей для 16 первых учеников школы была Мария Петровна Денежникова.

 

Проект церкви-школы при станции Плесецкая

 

Уже в первый год существования школа была признана хорошей среди 24 церковных школ Архангельской губернии. Из отчета первого учителя Марии Петровны мы узнаем о том, что школе катастрофически не хватало учебников и учебных пособий.  В нем она просит к началу учебного года выслать учебники, а также письменные принадлежности, тетради, «1 коробку мела, 5 пакетов чернильного порошка и 2 коробки перьев. Также необходимо снабдить школу книгами для внеклассного чтения. Дети интересуются чтением…». В 1916 году при школе было открыто попечительство. Попечитель Г.В.Солодяжников «кроме денежного пожертвования 100 руб., предоставил дрова для отопления школьного здания…».

 

Поклонный крест, установленный на месте храма преподобного  Сергия Радонежского

в поселке Плесецк. Храм разобран в 1960-х годах. Фото 2015 года

 

Завершить строительство церкви помешала Первая мировая война, которая отвлекла на время и силы, и средства. Для церкви по заказу С.Я.Тимофеева были еще в 1914 году отлиты новые колокола общим весом 25 пудов на заводе братьев Оловянишниковых в Ярославле. Тогда же был изготовлен иконостас для церкви мастером Василием Егоровичем Видякиным, правда установлен он был спустя год. Несмотря на проблемы со строительством, уже в феврале 1916 года храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. А до этого император Николай II утвердил присвоение церкви-школе наименование «В память 300-летия царствования дома Романовых». До начала 1930-х годов в одной половине церкви-школы проходили занятия с детьми, а во второй – церковные службы. Церковь разобрали в 60-х годах прошлого века. В 2015 году в Плесецке, на месте, где размещалась церковь-школа во имя преподобного Сергия Радонежского, был установлен поклонный крест. Освящение возглавил благочинный округа иеромонах Антоний (Ласточкин), ему сослужил настоятель Иоанно-Богословского храма в Плесецке священник Глеб Должиков.

 

Английский танк Мk-В на станции Плесецкая.

Фото октябрь 1919 года (из фондов АОКМ)

 

В 1915-1916 годах, когда в связи с Первой мировой войной резко повысилась роль Архангельского порта, участок Северной железной дороги Вологда – Архангельск был переделан на широкую колею.

 

Мемориальная доска на здании вокзала станции Плесецкая

 

В годы Гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.) станция Плесецкая стала ареной ожесточенных боев. Осенью 1919 года станция Плесецкая была захвачена белогвардейцами и интервентами, но уже 11 февраля 1920 года в ходе ожесточенных боев она была освобождена полками 18-й дивизии 6-й Красной Армии. В память об освобождении Плесецкой от белогвардейцев в 1980 на здании вокзала была установлена мемориальная доска.

 

В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:

1. Н.А.Макаров. "Земля Плесецкая. Годы, события, люди". г.Архангельск. 2002 год.

2. Н.А. Макаров. "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья". г.Архангельск. 2007 год.

3. Н.А.Макаров. "История земли Плесецкой". Архангельск. 2012 год.

4. Сайт Архангельской и Холмогорской епархии http://www.arh-eparhia.ru

Поселок Плесецк. Сотнями невидимых нитей он связан с космодромом  «Плесецк» и его городом-спутником - Мирным. Именно сюда, на станцию Плесецкая, в марте 1957 года прибыл железнодорожный эшелон с первыми строителями объекта «Ангара». Именно на станцию Плесецкая приезжают поездами со всех уголков нашей страны офицеры, которым предстоит служить на космодроме. Именно отсюда, через годы, а то и десятилетия,  со слезами на глазах они уезжают на «большую землю», говоря городу и космодрому: «Прощай». Плесецк – своего рода ворота на  космодром и в Мирный. Но это сейчас. А раньше. Вернемся на 120 лет назад

Поселок

Плесецк

Часть I