средства массовой информации, Мир информации и рекламы, космодром плесецк, БЕСПЛАТНАЯ ГАЗЕТА, ОБЪЯВЛЕНИЯ

НОВОСТИ

КОНТАКТЫ

16+

служба поддержки

объявления в мирном, мир информации и рекламы, газета мир,

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

ИЖОЖКА И ВЕТКОВСКИЙ

В 1924 году началось строительство узкоколейной железнодорожной ветки Плесецк — Кочмас. Это было время начала массовых лесозаготовок. Вдоль железной дороги возникали и исчезали, по мере вырубки леса, поселки лесозаготовителей. Только поселки на тринадцатом и семнадцатом километрах оставались до 1957 года. Самый большой поселок Ижожка располагался на тринадцатом километре. Здесь работал клуб, больница, магазин, школа-семилетка, детский дом, интернат. Дети из детского дома, отучившись семь лет, направлялись для дальнейшего обучения в техникумы и профучилища. В интернате жили дети из поселков лесорубов, а также школьники из деревень Кочмас и Красная Ляга. Только на выходные они уходили домой, а это совсем не близко: до Красной Ляги по железной дороге около пятнадцати километров.

 

Раскорчёвка леса спецпереселенцами.

Северный край. Фото 1930-х. Архангельский областной краеведческий музей

 

Детский дом в поселке был открыт в годы Великой Отечественной войны и просуществовал до 1957 года. Размещался он в здании, в котором до этого находилась школа. До войны школьных зданий было два. С открытием детского дома занятия для школьников стали проводиться в одном, учились в две смены. В детском доме жили около 50 ребятишек.

В те времена Ижожка условно разделялась на две части: старый и новый поселки. Старый располагался вдоль почтового тракта. В нем жило местное население, работающее в колхозе, где, кстати, имелась своя электростанция и мельница. Новый поселок тянулся вдоль железной дороги на Кочмас. Состоял он из брусчатых домов, в которых жили семьи переселенцев, работающие на лесозаготовках в лесопункте Ветковский.

Сейчас, когда говорят: «На тринадцатый километр, на семнадцатый километр», то надо иметь в виду, что раньше это расстояние было не от города, а по железнодорожной ветке от станции Плесецкая.

В Ветковском была биржа (склады леса, приготовленного к отправке), столовая, магазин, контора лесозаготовителей, радиоузел, склады, баня, гараж, конюшня, пожарная часть и около 25 жилых домов. На лесопункте работали спецпереселенцы. Как говорит Ю. В. Мелюшин, отец которого трудился там мастером леса, «кого там только ни было: украинцы, немцы, казаки, уроженцы Урала».

Вот что рассказала о жизни спецпереселенцев в поселке Ижожка Ольга Ивановна Мальцева и ее сестра Наталья Ивановна Кемова. Их деда Дениса Алексеевича Попова, 1879 года рождения, и их бабушку Дарью Иосифовну, 1885 года рождения, в 1930 году власти признали кулаками и выслали из Курской области. Вместе с ними были высланы и их дети: 17-летний Иван (будущий отец Ольги Ивановны и Натальи Ивановны) и 13 -летняя дочь Зина. Высланные были направлены в Плесецкий район, где им определили местом жительства и работы поселок Ижожка.

Здесь их отец Иван Денисович познакомился со своей будущей женой Александрой Ефимовной, которая как молодой специалист приехала на лесоразработки из Вологодской области. Тяжелая работа в лесу быстро подорвала здоровье взрослого населения. Сначала

умер Денис Алексеевич, потом его жена Дарья Иосифовна. Александра Ефимовна в 25 лет заболела ангиной. Лечения тогда у них практически никакого не было. Болезнь вызвала порок сердца, и в 38-летнем возрасте женщина скончалась.

 

Спецпереселенцы на лесозаготовках.

Северный край. Фото 1930-х. Архангельский областной краеведческий музей

 

На тринадцатом километре есть старое заброшенное кладбище, где захоронены многие из высланных сюда спецпереселенцев. Ольга Ивановна Мальцева вспоминает: «Родители работали много. Отец уходил на работу в четыре-пять часов утра, мы еще спали, а приходил поздно вечером, мы уже спали. Паспортов спецпереселенцы не имели. Когда у отца умер кто-то из родственников, то он из-за отсутствия документа даже не смог выехать на похороны». Ее сестра Наталья Ивановна добавляет: «Жили мы нормально. На судьбу не жаловались. Когда в 1957 году началось строительство космодрома, то всем предложили либо ехать на родину, либо остаться в Плесецке. Отец поехал на родину, в Курскую область. Вернувшись, сказал, что там людям еще хуже, чем здесь. После войны его родственники до сих пор живут в землянках. В нашей семье было пятеро детей, ехать было некуда, и мы решили жить в Плесецке».

Спецпереселенцы жили в поселке Ижожка до осени 1959 года. За это время на территории лесозавода в Плесецке для них были построены брусчатые дома. Другая часть переселилась в Шелексу. В родные места из бывших спецпереселенцев Ижожки почти никто не вернулся.

В поселке Ижожка родилась и жительница нашего города Меланья Романовна Серга. Ее отец Роман Иванович Гаврищюк, 1889 года рождения, был сослан сюда с Украины. Здесь он женился на уроженке села Церковное Иранье Никифоровне Лопатиной. Роман Иванович работал на конюшне, где было около 20 лошадей, а Иранья Никифоровна — на лесозаготовке, корзала (обрубала сучья). Лес грузили на сани и вывозили на склад у железной дороги.

В 1957 году, когда разрешили выезжать, Роман Иванович уехал на Украину, а Иранья Никифоровна вместе с тремя детьми, школьниками, переехала в Шелексу, где им дали двухкомнатную квартиру в довольно хорошем бараке.

 

ПЕРЕКОП

На семнадцатом километре находился поселок Перекоп, там был организован колхоз. Кроме местных жителей, в нем работали и спецпереселенцы, а также высланные из родных мест немцы Поволжья. Что было на душе у этих людей, можно только догадываться, но были они очень общительны. Из воспоминаний Г. П. Золотой: «Я часто в клуб на тринадцатый километр бегала, немцы там концерты устраивали. Они с собой привезли гитары, мандолины и домры. Помню немца Вальтера, он меня на гитаре учил играть».

 

Вагон-теплушка, в котором перевозили спецпереселенцев

 

Нелегко было учиться детям из Перекопа и других дальних поселков. В Мирном живет замечательный человек — Стекольщиков Константин Федорович, вот как он вспоминает начало учебы в первом классе (до ближайшей школы от их поселка было около восьми километров по лесной дороге). Когда настало время идти в школу, посадил его отец на телегу, довез до школы и сказал: «Вот твоя школа, будешь ходить сюда каждый день». Сказал, развернул лошадь и поехал домой, а маленький Костя испугался такой перспективы и, плача, побежал за телегой обратно. Приехал отец домой, а следом за ним прибежал зареванный малыш. Увидела его мама и пожалела, пускай еще год дома посидит, маленький больно. На следующий год мальчика оставили у местных жителей, но какая это жизнь для малыша, в чужой-то семье, — опять вместо учебы одни слезы. Пришлось родителям перебираться в Плесецк, где Костя пошел в первый класс только в декабре. Несмотря на все трудности, дети учились, и учились хорошо.

Вот пример из жизни только двух семей, живших в деревне Красная Ляга. У лесника Степана Герасимовича Фролова и его жены Марии Николаевны было пятеро детей, все они окончили институты — Володя работал в Академии наук, Миша стал генералом, Тамара — врачом, Таня — министром легкой промышленности в Карелии, Борис учился в военном училище. Сам Степан Герасимович был человеком необщительным, мимо соседей всегда проходил молча, но была у него одна страсть: любил выращивать неизвестные для этих мест сельскохозяйственные культуры. Он первый привез и высадил у себя на огороде клубнику, дети бегали смотреть на невиданно крупные ягоды, а на повети дома у него росла яблоня. Были ли на ней плоды, трудно сказать, но то, что она цвела, запомнили хорошо.

В семье Потехиных трое парней стали инженерами: Александр работал геологом в Алжире, Юрий был инженером-геологом на шахтах Дальнего Востока, Владимир работал инженером-кораблестроителем в Северодвинске. Можно приводить еще много примеров, как мальчишки и девчонки, ходившие в школу по лесным дорогам за многие километры, выучились и стали настоящими, грамотными, уважаемыми специалистами. Даже те, кому не удалось продолжить учебу, выросли замечательными людьми. Когда я встречаюсь с ними сейчас, то понимаю, какую трудную жизнь им пришлось прожить, но до сих пор у всех сохранилось большое чувство доброты, а в глазах светятся жизнерадостные искорки, которые как будто говорят, что хоть и жилось тяжело, но достойно и честно, и сейчас не стыдно за прожитые годы.

 

Один из северных поселков спецпереселенцев

 

Вспоминает Галина Павловна Золотая: «До четвертого класса мы обучались в школе у нас, в Кочмасе, а в пятый — седьмой классы ходили на тринадцатый километр по железной дороге. Я маленькая была, за большими не поспевала, выломают они мне два батожка, так я за ними вприпрыжку всю дорогу и бегу. Иногда удавалось забираться на платформу с лесом, прижмемся между бревнами, едем, и это уже счастье, а порой паровоз проедет дальше, так назад к дому опять лесом бежать. А в восьмой — десятый классы нужно было в Плесецк ездить, ребята школу бросали, а я одна продолжала учиться. Неделю в интернате, на выходные домой, опять на платформах с лесом.

Сороковые — пятидесятые годы голодными были, да и зимы стояли очень морозные. Мать за пять километров от дома работала истопником в конторе. Домой придет уже поздно, а дома холодно, топить нечем. Пойдем мы с ней в лес ночью, срубим маленькую сосенку, домой притащим, порубим, в печку сунем, а она сырая, не горит. Так всю ночь в холоде и просидим. Летом в поле ходили, корешки копали. Мать дома их варила – вкусно было, а осенью в поле ходили, колоски собирали. Тогда от Красной Ляги до Кочмаса все поля были засеяны рожью, ячменем и горохом, даже пшеница росла».

 

Голод в немецких спецпоселениях. Рисунок Гюнтера Гуммеля

 

С улыбкой говорит о своих школьных годах Наталья Петровна Фролова, она жила в деревне Кодыш Мост: «Даже в первый класс дети ходили за 30 км в деревню Сельцо. В 1936 году в Кодыш приехала учительница Анастасия Андреевна Попова. И первые четыре года ребята стали учиться у нее, но с пятого класса нужно опять было идти в сельцовскую школу. На всем пути — две-три крошечные деревеньки, где можно остановиться передохнуть».

Были у тех детей и свои маленькие радости и развлечения. Рассказывает Юрий Егорович Потехин: «Было мне лет семь. Направили всех ребятишек собирать в поле колоски, а за хорошую работу купил нам колхоз шоколадных конфет. Чтобы досталось всем, учительница каждую конфетку делила на три части. Нас было три брата, и поэтому братьям Потехиным досталась целая конфетка!..

Тогда же я бегал к местному сапожнику учиться его мастерству. Многого не достиг, но навыки приобрел, даже сшил маме что-то вроде сапог. Она в них в скотник ходила. Бедно жили, другой обуви-то не было. А из голенища старого сапога сшил мяч, набил его соломой. Так этим мячом с ребятишками и играли в футбол».

 

БИРЖА

На тридцать первом километре был большой поселок Биржа. Его жителями являлись в основном спецпереселенцы, очень трудолюбивые люди, здесь они и построили свои добротные дома. Жили семьями, дети учились тоже на тринадцатом километре. Г. П. Золотая вспоминает, как заходила к ним в гости, дома всегда была чистота, на стенах много икон, а на них расшитые полотенца. Когда началось строительство космодрома, всем им было разрешено вернуться в родные места.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александр Агеев:

ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ИНТЕРВЕНЦИЯ

Александр Агеев: ПРОШЛОЕ ЗЕМЛИ КОСМОДРОМА. ДАЛЕКОЕ И НЕ ОЧЕНЬ

 

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию уникальный исторический материал по истории города Мирного и космодрома «Плесецк», собранный народным мастером, Почетным гражданином города Мирный  Александром Ивановичем Агеевым. К сожалению, книга. в которой эти материалы были опубликованы, вышла уже после смерти Александра Ивановича. Публикация этих материалов - дань памяти тому огромному труду, который был предпринят Мастером Александром Агеевым и начало нового проекта редакции «Намедни. Мирный 1957-2017» - цикла публикаций в газете «Панорама Мирного» по истории Мирного и космодрома «Плесецк» в преддверии 60-летнего юбилея города и космодрома.

ПОДРОБНЕЕ

ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ АРХАНГЕЛЬСК — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

В истории строительства этого объекта можно выделить два основных этапа. Первый этап: с 1720 по 1765 год, когда тракт от Онежского озера тянулся через Каргополь, далее к Вельску с последующим выходом на московскую дорогу. Второй этап: с 1765 года, когда от Каргополя тракт шел в сторону села Конева и далее продвигался на Федово, Дениславье, Плесцы, Кочмас, Тарасовское, Александрово, Средь-Мехреньгу, Сельцо.

ПОДРОБНЕЕ

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

 

Строительство Северной железной дороги в конце XIX века, связавшей Москву и Архангельск, оказало огромное влияние на развитие всего Русского Севера, на жизнь миллионов людей и стало славной страницей отечественной истории. Сейчас без Северной железной дороги невозможно даже представить наше повседневное бытие, она стала неотъемлемой частью нас самих. Именно благодаря этой магистрали возник поселок Плесецк. Именно на станцию Плесецкая в марте 1957 года прибыл первый эшелон со строителями космодрома «Плесецк». Но вернемся на 150 лет назад.

ПОДРОБНЕЕ

инервенция

 

Трудные времена наступили для наших земляков в годы Гражданской войны. Англия намеревалась установить полный контроль в городе Архангельске. Соединенные Штаты Америки и раньше предпринимали энергичные шаги к тому, чтобы вмешаться в экономическую жизнь России. Неразбериха революционного времени облегчила эту задачу.

 

В марте 1918 года в Мурманске с английского крейсера «Глори» высадился первый десант, за ним прибыли новые отряды интервентов на американских и французских боевых кораблях.

ПОДРОБНЕЕ

г.Мирный, ул.Ленина, 55, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

г.Мирный, ул.Неделина, 6а, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

п.Плесецк, ул.Октябрьская, 30, фотоцентр “СМАЙЛ” (КООПЕРАТОР)

п.Североонежск, микрорайон 2, дом 6, магазин "Оргтехника"

п.Савинский, ул.Октябрьская, 20, ТЦ "Престиж", магазин "Алиса"

Воспользуйтесь услугами бесплатной еженедельной газеты по городу Мирный и Плесецкому району

"Мир Информации и Рекламы". Ваше объявление будет опубликовано на страницах нашего сайта.

Объявления принимаются:

 

Рейтинг@Mail.ru

© 2016 МИР design. Все права защищены.

ПОСЕЛКИ

ИЖОЖКА, ВЕТКОВСКИЙ, ПЕРЕКОП И БИРЖА