средства массовой информации, Мир информации и рекламы, космодром плесецк, БЕСПЛАТНАЯ ГАЗЕТА, ОБЪЯВЛЕНИЯ

НОВОСТИ

КОНТАКТЫ

16+

служба поддержки

объявления в мирном, мир информации и рекламы, газета мир,

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

ПОСЕЛКИ

КОДЫШ МОСТ,

КОДЫШ, КРАСНАЯ ЛЯГА

И КОЧМАС

В данной публикации, основываясь на воспоминаниях жителей ликвидированных в 1957 году деревень и поселков, я постараюсь коротко рассказать о населенных пунктах, тянувшихся вдоль Петровского тракта, на месте которых теперь расположены площадки космодрома Плесецк, и поселке Канифольный завод, что ранее был в северной части нынешнего города Мирного.

 

КОДЫШ МОСТ

Двигаясь из Архангельска в сторону деревни Плесцы, перед переправой через реку Емцу мы попадаем в деревню Кодыш Мост.

Собственно, деревней ее можно назвать чисто условно, так как состояла она из одного дома, в котором жили две семьи дорожных мастеров, обслуживающих мост через реку и участок дороги поблизости. Одной из них была семья Фролова Петра Петровича, уроженца Кочмаса. О жизни в этой деревеньке рассказала его дочь Наталья Петровна Фролова, которая приехала туда вместе с родителями в 1948 году. В это время вверх по реке Емце уже было два лесопункта — Славное и Исады, в которых работали спецпереселенцы и немцы Поволжья. Весь заготовленный лес они свозили к реке, а весной приезжали сплавщики из Сельца и Емецка, которые отправляли лес в Архангельск.

Первые военнослужащие прибыли в деревню в 1954 году. Они занимались заготовкой леса, жили в палатках, во время холодов приходили греться в дом дорожных мастеров. Ночевали на полу, где только было возможно, даже в бане.

Строительство космодрома велось с 1957 года, а Фроловым и их соседям разрешили жить в своем доме до 1964 года, т. к. нужно было следить за состоянием моста.

 

КОДЫШ

Тремя километрами южнее деревни Кодыш Мост на тракте стояла деревня Кодыш, первое упоминание о которой находим в сотной книге письма Н. Г. Яхонтова за 1561-1562 гг.: «Пустошь, что был починок на Кодыш-озерке». Починок — вновь возникшее поселение, порой это мог быть и отдельный дом. Но только с началом строительства тракта оживилось и возведение домов в деревне Кодыш, первое время ее жители освобождались от налогов.

Жительница Мирного Анна Семеновна Булина родилась в этой деревеньке. В 1930-е годы там стояло двенадцать одноэтажных и двухэтажных домов, все они были по-северному большими, в каждом находился хозяйственный двор с хлевом на первом этаже и поветью на втором. В те времена все жители деревни работали в колхозе, сеяли рожь, овес, ячмень, сажали картофель. Всю работу в поле выполняли на лошадях, машин до войны там и не видели. Зерновые убирали конными жнейками, а молотили вручную, специальным приспособлением под названием приуз — это две палки, соединенные веревкой или резиной, одна палка служила рукояткой, а второй наносились удары по снопу. Молоть зерно на муку везли за тридцать километров в Сельцо.

Деревенька хоть и была маленькой, но ребятишек в ней жило много и учились они в школе-четырехлетке, а в пятый — седьмой классы ходили в поселок Опытное, что в тридцати километрах. Там, в Опытном, был интернат, где школьники жили всю неделю и

только на выходные отправлялись домой. Сейчас даже взрослому преодолеть такой путь по заснеженному лесу покажется безрассудством, а тогда ходили дети 12–14 лет…

Говоря о деревне Кодыш, нельзя не вспомнить Анастасию Андреевну Попову, которая в 1936 году после окончания Каргопольского педучилища приехала сюда учителем начальных классов. Одна преподавала во всех четырех классах, воспитала пятерых своих детей и уезжала работать в деревню Кочмас только в военные годы. Учительствовала она в Кодыше до 1957 года, когда была ликвидирована деревня. После этого работала в школах поселков Салтозеро и Плесецк. Все ее бывшие ученики говорят о ней как об очень энергичном человеке с твердым характером.

Когда началось строительство космодрома, А. С. Булина жила с семьей в поселке Глубоковский. Людей потихоньку начали выселять, заплатив им за оставленные дома, но некоторым разрешали оставаться и работать в войсковой части. Осталась и Анна Семеновна, к этому времени у нее уже родилось двое детей, и особенно ехать было некуда. Начинала трудиться в солдатском клубе, а потом перебралась в Мирный и до ноября 2009 года проработала в Доме офицеров гарнизона. Помнит А. С. Булина и деревню Авду, что тоже стояла на Петровском тракте, в ее бытность там было только

два дома, и проезжавшие всегда останавливались здесь на ночлег.

 

КРАСНАЯ ЛЯГА И КОЧМАНСКАЯ

Съезжая с основной дороги (бетонки) в сторону Тарасова, мы вскоре попадаем на большую поляну — это и есть место бывшей деревни Красная Ляга. На расстоянии еще около полутора километров – вторая, примерно такая же по размеру, поляна, в центре которой русло бывшего ручья — здесь была деревня Кочманская (Кочмас). Именно через эти деревни проходил Петровский тракт.

Кочманская имеет давнюю историю, это была очень богатая деревня. По отчету 1909 года в ней насчитывалось 30 дворов, проживало 69 мужских и 58 женских душ взрослого населения, платившего налог. По той же описи видно, что деревни в 30 дворов были исключением, зачастую они состояли из трех-четырех дворов.

 

Улица в деревне Кочмас. Фото 1960-х годов.

 

На фотографии, сделанной до Гражданской войны, мы видим очень большие двухэтажные дома. Такие строения являлись редкими даже для зажиточной тогда Каргопольской земли. Трактиры, постоялые дворы, чайные, склады служили источниками хороших доходов, а большое трудолюбие крестьян помогало укрепить это богатство.

Вот только один пример из жизни этой деревни. Жил там кузнец Петр Петрович Фролов. Хороший был мастеровой, хозяин единственного в деревне дома под железной крышей. В доме находился постоялый двор. Кажется, всего человеку хватало, но зимой, когда в деревне было мало работы, он уходил на заработки в Санкт-Петербург, как, кстати говоря, делали многие мастеровитые люди на Севере.

Но в годы Гражданской войны в боевых сражениях сгорела почти вся деревня, сгорела и церковь, вскоре деревня отстроилась вновь, но уже без былой красоты и величия.

 

Улица в деревне Кочмас. Фото сделано до Гражданской войны

 

Немного о храме Рождества Богородицы в Кочмасе. Он был переделан из часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Трех Святителей путем пристройки алтарной части и колокольни; освящен 6 сентября 1890 года. Дважды вносил пожертвования на храм Иоанн Кронштадтский. С помощью местных жителей удалось установить место, где раньше стояла церковь: если ехать от нас в сторону с. Тарасова, то она стояла возле дороги, с правой стороны, недалеко от ручья.

Деревня Красная Ляга начала застраиваться только после Гражданской войны. (В северном диалекте «ляга» — это лужа или небольшое озерцо, «красная» — красивая. Но местные жители упорно утверждают, что для них слово «красная» означает кровь, которая пролилась в проходивших здесь боях.)

Одной из первых здесь построила свой дом семья Ереминых, та самая, в которой вырос Александр Архипович Еремин, в дальнейшем — житель города Мирного, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин нашего города.

В поисках бывших жителей этих деревень я узнал, что у станции Емца живет его сестра, Августа Архиповна Голубева (Еремина). По моей просьбе воспоминания А. А. Голубевой записала ее племянница, ранее тоже жившая в д. Красная Ляга, — Людмила Александровна Богданович.

Мытарства Августы Архиповны начались с раннего детства. В Гражданскую войну сгорела почти вся деревня, не уцелел и их дом. Семьи уходили в лес, рыли землянки, в них и жили, даже зимой.

 

Деревня Кочмас в 1919 году

 

Отстроилась Красная Ляга спустя несколько лет после окончания боевых действий, но тут в стране началась коллективизация, которая дошла и до этой деревни. Семья Ереминых к этому времени окрепла, отец Августы Архиповны, Архип Павлович, имел крепкое хозяйство и в колхоз вступать отказался, несмотря на то, что ему была предложена должность председателя. Архип Павлович очень переживал за порушенные, прежде крепкие крестьянские хозяйства, больно было смотреть, как согнанные в колхозное стадо коровы вечером шли к домам своих прежних хозяев, а их заворачивали в общее стойло.

В 1937 году на долю А. А. Голубевой выпали новые испытания. Она уже была замужем, когда началось раскулачивание зажиточных крестьян. В один из дней добрые люди предупредили, что следующим утром придут и к ним. Собрала Августа свои пожитки и с мужем ушла на станцию Емца…

Ловля хариуса в реке Емце в начале XX в. с берестяных челнов.

Фото с сайта: http://www.emezk.ru/catalog/old_vilage-photo/doc/411/

 

Мало светлых воспоминаний осталось у нее от детства. Вот только хорошо помнит большой деревенский праздник, когда в мае в их ручей приходила «большая вода», и он бурлил и шумел, запомнилось, как крестьяне варили пиво и устраивали гуляния прямо на мосту. За лето ручей постепенно мелел, а к осени уходил совсем.

Был в деревне Красная Ляга удивительной конструкции колодец. В поселке Биржа, что на тридцать первом километре, своего колодца не было, поэтому воду туда возили с Красной Ляги по узкоколейке в бочках, которые таскали лошади. Сам колодец был непростой. На тросах были подвешены две бадьи ведер на шесть — семь. Когда одна бадья поднималась, вторая опускалась. Трос был надет на колесо, которое соединялось с воротом. Лошадь, идя вокруг колодца, вращала ворот, бадья с водой поднималась и в верхней точке подъема переворачивалась, вода при этом выливалась в бочку, стоящую на рельсах. Просуществовала эта система до 1940 года, когда на Бирже выкопали свой колодец.

Была в деревне и зона с заключенными. В охраняемой зоне они занимались заготовкой березовых чурок для газогенераторных машин. Целый день оттуда слышался визг циркулярных пил. Закрылся этот объект примерно в 1940 году.

В деревне стояло несколько бараков (местные жители называли их дальними бараками), в которых жили спецпереселенцы, заготавливающие древесину. Зимой там  поселялись и крестьяне, работавшие по вербовке на лесозаготовках. Контора лесопункта располагалась на первом этаже единственного двухэтажного дома, на втором находились жилые квартиры. Украшением Красной Ляги было большое здание Кочманского лесничества.

26 февраля 1939 года был образован Кочманский сельский совет, в который входила часть населенных пунктов Плесецкого поселкового Совета — Петровский и Савинский, ликвидирован он был только в 1960 году.

Вспоминая детство, бывшие жители деревни рассказывают о роли своих бабушек в их жизни. Вот одно из таких воспоминаний Людмилы Александровны Богданович: «Крестить детей тогда запрещалось — все делали тайком. Священников здесь не было, поэтому справлялись сами. Помню, повела меня бабушка в баню, посадила в шайку, воды в нее налила, молитву прочитала, водой с веника окропила — вот я и крещеная».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александр Агеев:

ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ИНТЕРВЕНЦИЯ

Александр Агеев: ПРОШЛОЕ ЗЕМЛИ КОСМОДРОМА. ДАЛЕКОЕ И НЕ ОЧЕНЬ

 

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию уникальный исторический материал по истории города Мирного и космодрома «Плесецк», собранный народным мастером, Почетным гражданином города Мирный  Александром Ивановичем Агеевым. К сожалению, книга. в которой эти материалы были опубликованы, вышла уже после смерти Александра Ивановича. Публикация этих материалов - дань памяти тому огромному труду, который был предпринят Мастером Александром Агеевым и начало нового проекта редакции «Намедни. Мирный 1957-2017» - цикла публикаций в газете «Панорама Мирного» по истории Мирного и космодрома «Плесецк» в преддверии 60-летнего юбилея города и космодрома.

ПОДРОБНЕЕ

ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ АРХАНГЕЛЬСК — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

В истории строительства этого объекта можно выделить два основных этапа. Первый этап: с 1720 по 1765 год, когда тракт от Онежского озера тянулся через Каргополь, далее к Вельску с последующим выходом на московскую дорогу. Второй этап: с 1765 года, когда от Каргополя тракт шел в сторону села Конева и далее продвигался на Федово, Дениславье, Плесцы, Кочмас, Тарасовское, Александрово, Средь-Мехреньгу, Сельцо.

ПОДРОБНЕЕ

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

 

Строительство Северной железной дороги в конце XIX века, связавшей Москву и Архангельск, оказало огромное влияние на развитие всего Русского Севера, на жизнь миллионов людей и стало славной страницей отечественной истории. Сейчас без Северной железной дороги невозможно даже представить наше повседневное бытие, она стала неотъемлемой частью нас самих. Именно благодаря этой магистрали возник поселок Плесецк. Именно на станцию Плесецкая в марте 1957 года прибыл первый эшелон со строителями космодрома «Плесецк». Но вернемся на 150 лет назад.

ПОДРОБНЕЕ

инервенция

 

Трудные времена наступили для наших земляков в годы Гражданской войны. Англия намеревалась установить полный контроль в городе Архангельске. Соединенные Штаты Америки и раньше предпринимали энергичные шаги к тому, чтобы вмешаться в экономическую жизнь России. Неразбериха революционного времени облегчила эту задачу.

 

В марте 1918 года в Мурманске с английского крейсера «Глори» высадился первый десант, за ним прибыли новые отряды интервентов на американских и французских боевых кораблях.

ПОДРОБНЕЕ

г.Мирный, ул.Ленина, 55, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

г.Мирный, ул.Неделина, 6а, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

п.Плесецк, ул.Октябрьская, 30, фотоцентр “СМАЙЛ” (КООПЕРАТОР)

п.Североонежск, микрорайон 2, дом 6, магазин "Оргтехника"

п.Савинский, ул.Октябрьская, 20, ТЦ "Престиж", магазин "Алиса"

Воспользуйтесь услугами бесплатной еженедельной газеты по городу Мирный и Плесецкому району

"Мир Информации и Рекламы". Ваше объявление будет опубликовано на страницах нашего сайта.

Объявления принимаются:

 

Рейтинг@Mail.ru

© 2016 МИР design. Все права защищены.