средства массовой информации, Мир информации и рекламы, космодром плесецк, БЕСПЛАТНАЯ ГАЗЕТА, ОБЪЯВЛЕНИЯ

16+

НОВОСТИ

КОНТАКТЫ

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

объявления в мирном, мир информации и рекламы, газета мир,

служба поддержки

читать еще >

г.Мирный, ул.Ленина, 55, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

г.Мирный, ул.Неделина, 6а, редакция газеты "Мир Информации и Рекламы"

п.Плесецк, ул.Октябрьская, 30, фотоцентр “СМАЙЛ” (КООПЕРАТОР)

п.Североонежск, микрорайон 2, дом 6, магазин "Оргтехника"

п.Савинский, ул.Октябрьская, 20, ТЦ "Престиж", магазин "Алиса"

Воспользуйтесь услугами бесплатной еженедельной газеты по городу Мирный и Плесецкому району

"Мир Информации и Рекламы". Ваше объявление будет опубликовано на страницах нашего сайта.

Объявления принимаются:

 

Рейтинг@Mail.ru

© 2016 МИР design. Все права защищены.

СЕЛО

ЦЕРКОВНОЕ

В первом тысячелетии бескрайние просторы Севера Руси были заселены угро-финскими племенами, или чудью заволочской. По реке Мехреньге и ее притокам Пуксе и Шорде расселилось одно из таких племен – весь (от финского – вода). Об этом говорят и сами названия деревень: Лейнема, Майнема, Матнема, Весинская и др.

В XI-XII веках эти земли начали осваивать новгородцы. Известно, что еще с XII века торговыми людьми был освоен соляной тракт с Белого моря, через Емцу и Мехреньгу до сел Тарасово и Церковное, и далее на Вагу и Шенкурск. В народе он и ныне зовется Шенкурским. А если был тракт, то вдоль него должны были быть поселения. Уже в 1536 году Мехреньга (или в просторечии Церковное) была известна как центр стана Каргопольского уезда. Стан делился на несколько волостей, и Мехреньга была центром и Церковнической волости.

Из сошного письма «Платежница Якова Сабурова и Ивана Кутузова со товарищи, лета 7164», то есть 1556 года мы узнаем, что в «Мехреньгском же стану волость на реке на Шорде в Никольском погосте, а в них тяглых 60 деревень…». Только за пользование пашней крестьяне выплачивали государству значительные платежи: «оброку… 18 рублёв и 20 алтын и 9 денег…».

Уже в середине XVI века волость на реке Шорде насчитывала 25 деревень. Деревни были малодворные: «А дворов, - отмечали писцы Истома Дмитреев сын Евского и Молчан Григорев, - 54 двора, а людей в них 60 человек». И далее писцы сообщали, что «пашни худые земли 221 четверть…».

 

Село Церковное (Бархатиха). Свято-Никольский храм с колокольней и храм в честь Святой Троицы. Разобраны в 30-х годах XX века. Фото начала ХХ века (Из личного архива С. Королева)

 

В 1831 году, после объединения Церковнической и Тарасовской волостей, была образована Политовская волость в составе Шенкурского уезда, а с 1834 года – Петровская, которая в 1869 году вошла в состав Холмогорского уезда. К этому времени древний соляной тракт потерял свое былое значение. Жителей Мехреньги все больше стал притягивать к себе Емецк. В связи с развитием пароходства на Северной Двине в нем широкий  размах  получила торговля, все богаче выглядели ярмарки, где можно было что-то продать, а взамен купить нужные для хозяйства товары. Экономические связи с Шенкурском все более слабели по мере того, как становился на ноги торговый Емецк. Этим и было обусловлено административное подчинение Мехреньги Холмогорам.

В самом конце XIX века, в 1898 году, Церковническая волость вновь выделилась из Петровской в самостоятельную. В 1901 году в Церковном была открыта библиотека Архангельского общества для содействия распространению народного образования, одна из первых в Плесецком районе.

 

В начале XX века население Мехреньги по свидетельству известного архангельского краеведа Н.А.Голубцова занималось «исключительно рубкой и сплавом леса». Из Архангельска приезжали богатеи в соболиных шубах, обсуждали основные вопросы с лесничими, а потом в деталях вели переговоры с выборными вожаками местных добровольных артелей — кто, где и сколько нарубит лесу, на какой берег вывезет, в какую запань будет сплавлять. Лесные рабочие - рубщики, возчики и сплавщики леса – набирались из местных крестьян. Рубили лес выборочно, чаще всего вблизи селений и ближе к рекам и озерам. Рубщик срубал деревья, а возчик отвозил их на биржу. Бревна вывозили на санях или волоком. Вывезенный лес сваливали на берегу реки или озера, откуда его сплавляли к лесопильным заводам. Сплав начинался во время появления «форсовой» воды, то есть половодья, и продолжался до глубокой осени. Лес сплавляли по озерам «в кошелях» из-за отсутствия течения, а по рекам – «молем» (россыпью). «Кошелем» называется замкнутая цепь из плавающих бревен, концы которых крепко связаны. Внутри кошеля бревна плавают свободно. Впереди кошеля ставился особый плот-головня, на котором располагалась харчевня, состоящая из двух частей – в одной хранился провиант, а в другой жили артельщики.

Труд в лесу и на сплаве был очень тяжелым. Однако, несмотря на это, работы на лесозаготовках давали крестьянам возможность заработка, чтобы расплачиваться с налогами и покупать самое необходимое для семьи. До начала XX века лес рубили топором, и только в начале XX века стали пользоваться пилами.

 

Обломок колокола из села Церковное. Фото Н. и Е.Малышевых.

Из экспозиции музея школы в селе Тарасово

 

Из сельскохозяйственных культур крестьяне сеяли, в основном, ячмень, рожь, лен, коноплю, репу, горох и картошку. Сельское хозяйство не приносило семьям больших доходов, поэтому, кроме лесозаготовок,  зарабатывали охотой и рыбной ловлей. Хлеба своего хватало только до зимнего Николы (19 декабря), и он ежегодно доставлялся в волость со станции Плесецкой, привозимый с Юга России.

В 1913 году в Церковническую волость уже входило 42 деревни с населением более 2800 человек.

После революции 1917 года в Церковном был образован волостной Совет крестьянских депутатов. В годы Гражданской войны в Церковном был сформирован отряд красных партизан, под контролем которого волость находилась весь период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.). Командиром отряда сначала был В.А.Потехин, а в 1919 году отряд возглавил Н.Д.Григорьев. В 1924 году Церковническая волость вошла в состав  укрупненной Мехреньгской волости Емецкого уезда, а с 1927 года Церковное вошло в состав Плесецкой укрупненной волости (с 1929 года – Плесецкого района). В 1960 году территория Церковнического сельсовета вошла в Тарасовский, а Церковное стало отделением совхоза «Петровский».

Несколько сотен лет истинным украшением села были церкви.

 

Комсомольцы села Церковное. Фото начала 1930-х годов

 

«В той ж волости погост, - сообщается в «Платежнице Якова Сабурова и Ивана Кутузова со товарищи» 1556 года, - а к погосту деревня церковная Николская…».  А это значит, что уже в середине XVI века Церковное было крупным погостом. Погост - это не только место сбора налога, но и культурно-духовный центр волости, в котором обычно была церковь. Но почему же погост тогда назывался Никольским? А причина этого описана  в  «Сотной каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи» 1562 года, из которой мы узнаем, что «в Мехренском же стану волостка в Николском погосте на речке на Шорде. А в ней погост. А на погосте церковь Никола чудотворец да в пределе на палатех Егоре страстотерпец (от ред. - придел во имя Георгия Победоносца), да теплая церковь Флор и Лавер». Погост назывался Никольским из-за церкви Николая Чудотворца. Да и церковь была не одна, а две. Причем церковь Николы холодная (летняя), а Флора и Лавра теплая (зимняя), то есть отапливаемая. Из этой же «Сотной» мы знаем и имя, возможно, первого приходского священника – Григория.

В 1651 году в Мехреньге по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Никона на имя церковного старосты Ларьки Козмина и местного попа Бориса Афанасьева был построен храм Святой Троицы с приделом Флора и Лавра в деревне Весинская. Из этой грамоты видно, что в то время «на… погосте была церковь Божия во имя св. мученик Флора и Лавра поставения дед и прадедов и та церковь и трапеза при ней ветшаны и утлы и гнилы… и служить в том храме божественныя литургии нельзя». По устному преданию полагают, что эта церковь в деревне Весинской была первой не только в приходе, но среди окрестных деревень, вследствие чего и сама местность, и приход стали называться Церковническим, или, как в грамотах митрополитов Никона и Корнилия (1693 годов), Церковным погостом, принадлежавшим Господину Великому Новгороду и входившим в Мехреньгский стан Каргопольского уезда. Отсюда и название села - Церковное

Так когда же были построены эти первые церкви – Николая Чудотворца и св.мучеников Флора и Лавра? Об этом можно судить лишь по приблизительным расчетам, так как никаких документов на этот счет не сохранилось. Если судить по грамоте митрополита Никона 1651 года, то церковь Флора и Лавра в деревне Весинская к этому времени была уже изрядно ветхой, а деревянные храмы стоят без ремонта 200-250 лет. Значит, построена она была в XV веке, также, вероятно, как и церковь Николая Чудотворца, стоявшая рядом.  Известно, что по этой грамоте 1651 года обветшавшая церковь Флора и Лавра была разобрана и на ее месте возведен храм Святой Троицы с приделом Флора и Лавра. А что случилось с церковью Николая Чудотворца? Ни в одном документе мы не находим сведений, что он также был разобран. Возможно, он сгорел в 1613-1614 годах во время набегов польско-литовских отрядов, грабивших и разорявших Север Руси после поражения под Москвой. В 1693 году рядом с Троицкой церковью по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Корнилия на имя церковного старосты Онтошки Михайлова был построен новый храм Николы Чудотворца. К сожалению, в 1789 году оба храма (Николы Чудотворца и Святой Троицы) погибли в огне пожара.

 

Дом 1885 года постройки. Майнема, деревня Низ.

Фронтон дома был расписан вазами с вьющимися цветами

 

Но в 1796 году на высоком берегу реки Шорды в деревне Бархатиха была вновь отстроена деревянная холодная Троицкая церковь с северным приделом Казанской иконы Божией Матери и с южным – великомученика Георгия Победоносца. В конце XIX века храм внутри был украшен живописью и снаружи обшит тесом на средства крестьянина Семена Дедова. Внутри храма был установлен шестиярусный иконостас. В это же время крестьянин Назарий Бородин внес пожертвования на покупку полного священнического облачения стоимостью 43 рубля, а на средства крестьянина Семена Дедова было приобретено облачение для дьякона стоимостью 13 рублей. В 1902 году за усердие в пожертвовании средств на внешний ремонт Свято-Троицкой церкви епископ Архангельский и Холмогорский преподал крестьянам Церковнического прихода благословение с выдачей грамоты. Двумя годами позже такой же чести были удостоены крестьянин Лев Григорьевич Дедов и его жена Иулиания Артемьевна за пожертвования ими в приходской храм.

На паперти храма стояла двухъярусная шатровая колокольня постройки 1793 года с восемью колоколами. О них особый разговор: самый большой – праздничный – весил 108,5 пуда (1,7 тонны!, на его изготовление было потрачено 2 тысячи рублей), подъелейный – 45.5 пуда (728 кг), вседневный – 20 пудов (320 кг) и 5 зазвонных: девятипудовый, четырехпудовый, пудовый, 33-фунтовый и 25-фунтовый. Осколок одного из колоколов сегодня хранится в школьном музее села Тарасово.

 На следующий год после пожара, уничтожившего обе деревянные церкви в деревне Весинская, между деревнями Васюковской и Юра-гора была вновь отстроена на каменном фундаменте теплая деревянная одноглавая с двускатной кровлей Никольская церковь с теплым приделом Флора и Лавра. Храм внутри украшал четырехъярусный иконостас. В 1863 году обе церкви и колокольня были обнесены деревянной оградой длиной более 400 метров. В украшении храма много потрудился приходской священник Иван Зуев.

В 1892 году для содержания храмов в исправном состоянии было создано церковно-приходское попечительство, председателем которого был избран Денис Пирогов, а церковным старостой – Василий Чубаров.

 

Таинство крещения в реке Шорда совершает протоиерей Артемий Эмке.

Село Церковное. Фото 2011 года

 

В 1908 году из-за ветхости храм Николы Чудотворца был разобран. В том же году началось строительство нового деревянного трехпрестольного храма. Надо сказать, что решение о его строительство было принято еще в 1905 году по решению схода 205 крестьян Церковнической волости. Был объявлен сбор средств на строительство храма, в течение двух лет шла заготовка лесоматериалов и камня для фундамента. Так, например, Мехреньгское лесничество на строительство храма отпустило бесплатно 1720 сосновых бревен. Но из-за нехватки денег сооружение храма растянулось на четыре года. На строительство и отделку было затрачено 10 тысяч рублей, две тысячи – на иконостас и на подготовку храма к освящению – около тысячи рублей. Богослужения во время строительства нового храма не прекращались и проводились, даже и зимой, в холодном Троицком соборе.

Новый пятиглавый храм Николы Чудотворца был сооружен в виде креста. На высоте 4,5 сажени имелись хоры. Храм обогревался шестью печами. Был установлен резной иконостас «прочный с хорошей живописью» работы художника-иконописца Ивана Дмитриевича Катинова, владевшего художественной мастерской в Архангельске.

Освящение храма и его приделов состоялось 3-5 июня 1912 года и было проведено благочинным отцом Михаилом Смирновым. Украшением праздника стал хор учеников Тарасовской церковно-приходской школы под управлением священника отца А.Ключарева, о трагической судьбе которого мы рассказывали в предыдущих выпусках газеты «Панорама Мирного».

По окончании освящения храма был устроен праздничный обед в доме священника Церковнического прихода отца Александра Рождественского. В это же время на площади перед храмом был устроен «мирской обед» силами местного попечительства на 400 человек. В больших котлах был приготовлен бараний суп и другие изысканные блюда. Было также предложено домашнее пиво. Архипастырским благословением с выдачей грамот были поощрены священник Александр Рождественский и церковный староста крестьянин Никифор Чубаров за понесенные труды и изыскание средств на строительство храма, а также прихожане Церковнического прихода за понесенные труды и пожертвования на строительство храма  в сумме около 10 тысяч рублей.

Причт Церковнического прихода состоял из священника и псаломщика. Жалованье из казны соответственно составляло 150 и 50 рублей. В собственности причта было более 15 десятин пахотной земли, более 31 десятины сенокосов и более 6 десятин пастбищ. Единственным источником содержания церквей были добровольные пожертвования прихожан. Известны имена всех священников Церковнического прихода со второй половины XVIII века.

 

Часовня Святого Илии Пророка. Майнема, деревня Низ.

Фото 1975 года (Из личного архива Егора Сельского)

 

К сожалению, оба храма и колокольня не сохранились до наших дней. В 1939 году брошенные на произвол судьбы здания церквей были разобраны, а на их месте началось строительство здания новой школы.

При Церковническом приходе уже в 1845 году на средства крестьян была открыта одноклассная школа. В ней работал один учитель. В 1870 году в школе обучались 35 учеников, в том числе 4 девочки.

В Церковническом приходе было еще три часовни: Георгиевская – в деревне Голиковской (в 10 верстах от приходской церкви), Петропавловская – в  Коткинской (в 25 верстах) и Ильинская – в деревне Языкинская (в 12 верстах).

Несомненный интерес представляла деревянная часовня во имя Святого Пророка Илии в виде небольшой церкви с чешуйчатой главкой на крыше и деревянным четырехконечным крестом, окрашенным медной краской. Часовня-церквоь снаружи была обшита тесом и окрашена охрой. Внутри имелся иконостас, из утвари – медный посеребренный крест и кадило. Перед часовней на столбах стояла звонница, на ней висели 3 колокола весом: в один пуд и 20 фунтов, в 30 фунтов и 20 фунтов. Дважды в год в ней проводили праздничные богослужения; 2 августа – в день Святого Пророка Илии и 21 ноября – в день Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных. Существовал местный старинный обычай: в Ильин день крестьяне приводили к часовне в жертву овец, которые продавались с торга, а вырученные деньги поступали на украшение и устройство Ильинской часовни-церкви.

 

Часовня Святого Илии Пророка. Майнема, деревня Низ. Восстановлена в 2001 году.

Фото 2015 года

 

С вопросом о необходимости постройки церкви в местности Майнема еще в 1901 году обратился причт Церковнического прихода. В 1905 году 60 домохозяев (из 79) семи деревень Майнемской трети на сходе в деревне Норкинской приняли решение о строительстве приписной церкви во имя Святого Пророка Илии вблизи существующей Ильинской часовни. Строительство церкви было вызвано отдаленностью Майнемы от приходских церквей (ближайшая  деревня от прихода находилась в 12 верстах, дальняя – в 30), и тем, что в Майнемской трети проживало 426 человек. В приговоре крестьян было особо оговорено: «Вырубку же и доставку леса на место постройки, а равно и доставку потребного количества камня мы охотно берем на себя…». Имелся и начальный капитал в 236 рублей, которого, конечно, было недостаточно. Несмотря на то, что на крестьянских сходах сбор средств на строительство церкви постоянно продлевался, денег все равно не хватало и строительство церкви постоянно приостанавливалось.  Лишь в декабре 1909 года церковь была достроена, были «срублены стены и отесаны, сделаны потолки и черные полы… устроена глава и поднят на нее крест деревянный… Внутренняя отделка храма отложена впредь до приискания средств…». Но в 1910 году  не уродился хлеб и «по бедности жителей означенной местности…» на внутреннюю отделку и устройство иконостаса средств опять не оказалось, а на работы требовалось ни много ни мало 1000 рублей. Не удалось собрать деньги и в следующие годы. А потом началась Первая Мировая война, значительная часть мужского населения Майнемы была призвана на фронт. А в 1917 году  грянула революция, затем Гражданская война и интервенция. Было уже не до строительства церкви. В 1930-х годах все убранство часовни было разграблено и уничтожено, в самой часовне был устроен склад удобрений.

 

Обелиск над братской могилой красных партизан и красноармейцев, погибших в годы

Гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.).

 

… Долгие годы стояла и разрушалась недостроенная  часовня – церковь. Лишь в конце 2011 года она была вновь отстроена предприятием «Анис + Плесецк» под руководством генерального директора Ермакова Владимира Фроловича. Освятил часовню священник храма Иоанна Богослова в Плесецке отец Максим. И стоит сегодня как желтая свечечка аккуратная часовня на берегу реки Шорды.

 

Сегодня церковная жизнь в селе возрождается. Жители Церковного в 2010 году обратились к настоятелю мирнинского храма святого Архангела Михаила с просьбой о помощи в организации церковной жизни в селе. В здании бывшей школы они своими руками оборудовали молитвенную комнату, которая была освящена в 2011 году в честь святителя Николая Чудотворца. Затем на реке Шорда было совершено таинство крещения, крестится решили 14 человек. Можно сказать, что для жителей села это был долгожданный праздник. Сегодня приход села Церковного входит в состав Мирнинского благочиния.

 

В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:

1. Н.А.Макаров. "Земля Плесецкая. Годы, события, люди". г.Архангельск. 2002 год.

2. Н.А. Макаров. "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья". г.Архангельск. 2007 год.

3. Материалы и фото сайта "Село Тарасово" http://tarasovo.kithost.ru. Автор сайта Владимир Николаевич Лопатин

4. Материалы и фото сайта храма святого Архангела Михаила в городе Мирный http://mirnyi.prihod.ru.

5. Материалы и фото группы села Церковное в социальной сети ВКонтакте http://vk.com/club19905529

 

 

В 12 километрах от села Тарасово на берегах реки Шорда расположилось несколько десятков небольших деревень, объединенных общим названием село Церковное. Среди них деревни Королиха, Степаниха, Озаргина, Горка, Конецгорье, Преснечиха, Скрипово, Средь-погост, Юра-гора, Курка-гора, Вересник, Бархатиха, Крекова, Блиниха, Фудякова, Угол, Матнема, Чубарова, Перхина, Верхний Конец и Подгорня. Деревни Низ, Великий Двор, Бородина и Лейнема имеют общее название Майнема и также входят в состав села Церковное. Откуда же появилось название Церковное? Обратимся к истории.