Деревня Плесцы

17 декабря 4:11

Несколько веков там, где сейчас находится въезд в Мирный и начинается улица Циргвава, располагалась деревня Плесцы (Плесецкая). Вокруг деревни были леса и поля, а в Плесцах кипела богатая событиями жизнь

В книге «Прошлое космодрома: далекое и не очень» народный мастер, Почетный гражданин города Мирный Александр Иванович Агеев пишет о деревне Плесцы:  «… денно и нощно скрипели обозы. Везли в город у Белого моря пушнину и хлеб, такелажную снасть, пеньку, кожу и воск, а обратно — «аглицкие» ткани, аптечные снадобья, писчую бумагу, пряности, вино, селитру, соленую и мороженую рыбу». Дело в том, что деревня Плесцы была почтовой станцией на Петровском тракте из Архангельска в Санкт-Петербург. Протяженность тракта составляла 1101 версту, а регулярное почтовое сообщение по нему было учреждено 21 сентября 1765 года. На станции Плесецкой были постоялые дворы, здесь меняли лошадей (их было 8), местные крестьяне также обслуживали  дорогу и средства передвижения.

Деревня располагалась на берегу озера Плесцы. Само название «плесцы» происходит, вероятно, от слова «плёс». Плёс – это наиболее глубокий участок русла реки, расположенный между перекатами (мелководными участками реки). Есть и другое значение слова «плес» — любая, более или менее, широкая часть какого-либо водоема, отличающаяся большей

(по сравнению с соседними водными участками) глубиной.

Озеро Плесцы. Город Мирный

Озеро Плесцы как раз и являлось, скорее всего, плёсом протекавшей здесь реки. Более глубокий участок русла остался, а на перекатах река ушла в карсты. Северный перекат реки, по всей видимости, «ушёл» ещё в позапрошлом веке, превратив, таким образом, реку в озеро и дав ему соответствующее название, а на юге река ушла в карсты в начале XX века (по данным историка и краеведа Н.Макарова в 1925 году после начала строительства железнодорожной ветки  Плесецкая – Кочмас). До этого река Плесцы впадала в Онегу

Карта участка Петровского тракта из Архангельска в Санкт-Петербург в 1765-1827 годах,

который проходил через деревню Плесцы.

В книге «Прошлое космодрома: далекое и не очень» Александр Иванович Агеев пишет: «До прокладки железной дороги на Архангельск оно (от ред. – озеро) было проточным, в него впадал ручей, который, как утверждают охотники, начинался в районе «беличьих ляг». Это в шести километрах от бывшего поселка Ижожка, сейчас там сохранились отдельные небольшие озерки (ляги), от которых идет широкий лог в сторону города. Весной лог заполняется водой, обозначая старое русло ручья. Из озера вытекал ручей, который впадал в Пярские болота. Во время строительства железной дороги на Архангельск, а потом железнодорожной ветки на Кочмас строители, допустив технические ошибки, в двух местах перекрыли ручей, и в своей верхней части он ушел в карстовые породы. Таким образом, остался только его участок, которым и является наше озеро. Старые люди еще помнят, как перед нынешним въездом в город в южной оконечности озера был мост, сейчас это широкая дамба с асфальтовой дорогой.

Макет часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Сработан народным мастером,

Почетным гражданином города Мирный Александром Ивановичем Агеевым в 2002 году.

Напротив того места, где теперь стоит детский санаторий, на дне озера возле берега били мощные ключи. Они были настолько сильными, что взрослые запрещали детям там купаться. Если кто туда случайно заплывал, то у него как будто «закручивало» ноги. В годы войны на берегу начали добычу известняка. Вероятно, часть его с талыми и дождевыми водами попала в озеро и забила эти подводные источники.

В. П. Кекишев и его брат Николай помнят рассказы стариков о том, что раньше озеро имело шестилетний цикл минимального и максимального уровня воды, характерный для части озер карстового происхождения.

Строительство часовни в честь Казанской иконы Божией Матери

военнослужащими космодрома «Плесецк». 2004 год

Многие замечают, что озеро постоянно мелеет и зарастает, мы едва ли способны остановить этот процесс. Как и большинство озер Плесецкого района, оно имеет карстовое происхождение, т. е. образовано в карстовом провале, и его водный режим полностью зависит от режима подземных карстовых вод. Сохранению озера сейчас способствуют ключи по его берегу, но отдельные наши сограждане бездумно захламляют как озеро, так и его берега, в результате чего забиваются ключи, питающие озеро. Мы губим единственную естественную красоту нашего города, а ведь еще недавно здесь росли белые лилии».

Таким образом, озеро Плесцы дало название деревне Плесцы, расположенной на его берегу, которая в свою очередь дала название сначала железнодорожной станции, а затем посёлку Плесецк и всему району. Это же название получил и космодром «Плесецк».

Крестный ход по улице Ленина города Мирный в честь освящения часовни в честь

Казанской иконы Божией Матери. 12 декабря 2004 года.

Первое историческое упоминание о деревне Плесцы относится к 1760 году, и связано оно со строительством часовни в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1760 году, за пять лет до официального «открытия» тракта по указу императрицы Екатерины II, крестьяне деревни Плесцы на свои средства построили часовню в честь Казанской иконы Божией Матери. В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской Епархии», изданном в конце XIX века, упоминается имя первого священника, служившего в Казанской  часовне с 1760 по 1785 год, – это был отец Никита, а сама часовня до конца XIX века относилась к Дениславскому приходу. От нынешней, восстановленной, часовня отличалась тем, что была обшита тесом и покрашена.

Чин освящения часовни в честь Казанской иконы Божией Матери проводит Благочинный

Плесецкого района протоиерей Владимир Кузив.

В описи церковного имущества по Онежской округе за 1808 год даётся описание часовни: «…деревянная… с главой чешуйчатою, длиной с крыльцом двух сажен с половиною, шириною полуторых, а вышиной двух с половиной сажен»..

В часовне имелись образ Казанской Божьей Матери, восемь других икон, две печатные книги – Псалтырь и Часослов, крест деревянный с распятием, одно блюдо оловянное, четыре лампады, медное кадило. В часовне было одно окно, «в коем окончина слюдяная».

Икона Казанской Божией Матери в часовне.

В 1889 году при часовне была открыта церковно – приходская школа, в которой в 1895-1896 году обучалось уже 24 мальчика и 6 девочек. Местный священник – отец Дмитрий Лебедев преподавал Закон Божий, а другие предметы вела учительница Евдокия  Ивановна Зуева, окончившая курс Архангельского епархиального женского училища.

Со строительством железной дороги Петровский тракт перестал быть главной дорогой из Архангельска в Петербург. Во времена интервенции и Гражданской войны вдоль тракта шла самая настоящая война.  Но часовня на деревне Плесцы не пострадала и простояла два века – до начала строительства космодрома «Плесецк». Около 1958 года древняя часовня на въезде в молодой советский город была разобрана.

В 2004 году Казанская часовня была восстановлена на прежнем месте, и это стало возможным  благодаря народному мастеру Александру Ивановичу Агееву (1946 — 2011). Мастер Агеев – не только создатель деревянных макетов храмов, часовенок и колоколен, но и человек, серьезно занимавшийся историей Мирного. По воспоминаниям очевидцев он установил то место, где располагалась Казанская  часовня, восстановил ее размеры, сделал чертежи и изготовил макет.

В ту пору начальник космодрома «Плесецк» генерал-лейтенант Анатолий Башлаков с пониманием отнесся к предложению настоятеля храма святого Архангела Михаила в городе Мирный протоиерея Артемия Эмке восстановить историческую память и воссоздать часовню на въезде в город.

Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Мирный. Восстановлена в 2004 году

на историческом месте, где она располагалась в деревне Плесцы с 1760 по 1958 годы.

В декабре 2004 года часовня в честь Казанской иконы Божией Матери была освящена. С тех пор дважды в год – в дни празднования Казанской иконы Божией Матери – 21 июля и 4 ноября к часовне от храма святого Архангела Михаила  совершаются крестные ходы.

В последней четверти XIX века в деревне Плесцы жил талантливый человек – Тихон Афанасьевич Лукин – из политссыльных. О незаурядности его ума и трудолюбии говорят такие факты: в Плесцах он построил 5 домов и владел 18 из 40 используемых гектаров земли

В 1894 году начались работы по строительству узкоколейной железной дороги  в месте ее пересечения с Петровским трактом. Осенью 1895 года был заложен железнодорожный вокзал, строившийся два года, и другие строения станции. Название станции Плесецкая взяли от почтовой станции, располагавшейся в пяти верстах от железной дороги в деревне Плесцы. В январе 1897 года железную дорогу и временное пассажирское и грузовое движение по ней открыли официально. С этого времени Петровский тракт и почтовая станция в деревне Плесцы утрачивают свое значение.

Первыми обживать железнодорожную станцию стали зажиточные крестьяне из деревни Плесцы. Среди них семьи Жуковых, Майжевых, Орловых. Вот почему поляны в лесу к северо-западу от Плесецка до сих пор называют «Майжевыми огородами». Первым из жителей деревни переехал на железнодорожную станцию Плесецкая Тихон Афанасьевич Лукин, там он построил три дома. Один из его домов еще до недавнего времени стоял в поселке Плесецк на перекрестке улиц Садовой и Октябрьской. Тихон Лукин был отменным рыбаком. Он вылавливал в Онеге до 800 пудов рыбы и  баркас по речке Плесцы протягивал обратно домой до станции Плесецкая. На берегу реки он разработал 12 больших полян, которые долгое время служили местом праздников – церковных, свадеб, гуляний.

В 30-е годы ХХ века на Севере проходила массовая коллективизация, работали в колхозе «Искра» и местные жители. Сама деревня Плесцы располагалась вдоль нынешней улицы Циргвава и состояла из одноэтажных домов с большими дворами для скота. Единственный двухэтажный дом стоял на месте, где теперь расположен мемориал в честь погибших при испытании ракетно-космической техники.

В деревне был большой скотный двор, почти все сельхозработы проводились на лошадях и вручную. Зерновые молотили цепами на повети двухэтажного дома и там же перемалывали зерно в муку ручными жерновами. И все это было совсем недавно, до 1957 года. Кстати, ступы и ручные жернова диаметром 50–60 сантиметров были широко распространены в местных деревнях.

До приезда сюда военнослужащих деревня Плесцы имела вид, который мы сейчас можем наблюдать в средней полосе России: среди леса, вокруг деревни – сплошные поля. Засевались зерновыми поляны около озера, от нынешней улицы Циргвава до улицы Ломоносова, и в сторону бетонного завода. Выращивали на корм скоту даже подсолнух и кукурузу, заготавливали их на зиму. Вероятно, эти необычные для здешних мест культуры к нам завезли спецпереселенцы с Украины еще в 1930-е годы.

Клавдия Николаевна Кухтина (Рослякова) помнит, как в конце 1930-х годов она пошла в первый класс. Начальная школа, в которой учились дети из деревни Плесцы и Канифольного завода, располагалась в двухэтажном доме крестьянина Фролова, стоявшем на месте нынешнего мемориала. В 1940 году открылась канифольнозаводская школа, и все дети перешли учиться туда. Ученики пятых — десятых классов получали среднее образование в Плесецке.

В статье использованы следующие материалы:

1.  А. И. Агеев. «Прошлое космодрома. Далекое и не очень». «Город космических стартов». г.Мирный. 2011 год

2. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Архангельск. Издательство Архангельской церковно-археологической комиссии. 1894 год.

3. Н.А.Макаров. «Земля Плесецкая. Годы, события, люди». г.Архангельск. 2002 год.

4. Статья Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Источник http://mirnyi.prihod.ru