ИНТЕРВЕНЦИЯ
Мемориальная доска на станции Плесецкая
В марте 1918 года в Мурманске с английского крейсера «Глори» высадился первый десант, за ним прибыли новые отряды интервентов на американских и французских боевых кораблях.
Север интервенты выбрали для вторжения не случайно, для них он являлся наиболее доступным районом. К Архангельску и Мурманску шли морские пути, и оба города были связаны с центром России железной дорогой.
Иностранные войска вели себя на нашей территории так же, как привыкли действовать в своих азиатских и африканских колониях. Документы полицейских сводок Архангельска свидетельствуют о том, что солдаты ежедневно устраивали в городе бесчинства. Правительство Англии, выделив 750 тысяч фунтов стерлингов на выпуск местных денег, потребовало от Временного правительства Северной области залог в виде определенных товаров или огромного массива лесов. Ежемесячно эти требования ужесточались, за короткое время стоимость фунта стерлингов возросла с 40 до 80 рублей.
Английский танк на станции Плесецкая. 1918 год. Освобождена от интервентов войсками
18-й стрелковой дивизии Красной Армии 11 февраля 1919 года
В одной статье невозможно описать весь ход военных событий. Достаточно сказать, что направлениями передвижения интервентов среди прочих стали Санкт-Петербургский (Петровский) тракт и дорога по рекам Емце и Мехреньге на село Церковное.
В августе 1918 года интервенты оккупировали Средь-Мехреньгу, Александрово, Поречье, Тарасово, Церковное и продвинулись через деревню Кодыш на Авду и Кочмас. Группировка англо-американских войск на данном направлении к этому времени насчитывала до трех с половиной тысяч штыков с пулеметами, конный отряд, шесть легких орудий, два самолета. Эти силы значительно возросли за счет вновь прибывших отрядов американских частей и Славяно-Британского легиона. К концу 1918 года неприятель захватил все деревни по Петровскому тракту, село Тарасово и Средь-Погост.
Колонна американских войск. Север России. 1919 год
Большую роль в освобождении наших мест от интервентов сыграл партизанский отряд жителей Церковного. Уже в ноябре 1918 года, вооруженные только берданками, они освободили и удерживали село во время всех боевых действий. За короткий срок численность соединения возросла до 300 человек, бойцы отряда вели разведку и совершали рейды в тыл врага.
После подхода в район села Церковного частей 155-го, 156-го и 82-го стрелковых полков Красной Армии в самом начале 1919 года развернулись активные боевые действия по освобождению Тарасовской волости. Но только в феврале 1920 года была достигнута победа, позволившая освободить эту местность от интервентов, а 21 февраля был освобожден и город Архангельск.
ДВА ЛАГЕРЯ
Не только разорения и разгромы принесла эта война. Она стала причиной человеческих трагедий, поделив население на два враждующих лагеря. Само белогвардейское движение на Севере не было многочисленным, но интервенты, установив на занимаемой территории свирепый террор, силой и истязаниями принуждали крестьян вступать в Белую армию. Любое, явное или скрытое, сопротивление захватчикам, сочувствие красным (даже неподтвержденное, а лишь подозреваемое) могли закончиться расстрелом.
Не сумев создать добровольческую Белую армию на Севере, Верховное управление Северной области прибегло к мобилизации жителей в оккупированных интервентами уездах. В архангельский белогвардейский полк были набраны рабочие и крестьяне Архангельского, Холмогорского и Пинежского уездов. Многие солдаты, не желающие воевать за интересы интервентов, дезертировали, уходили в лес, становились партизанами,
Большевистская листовка в период интервенции на Севере России. (Из фондов Мурманского областного краеведческого музея)
Большую роль в освобождении наших мест от интервентов сыграл партизанский отряд жителей Церковного. Уже в ноябре 1918 года, вооруженные только берданками, они освободили и удерживали село во время всех боевых действий, а порой и открыто выступали против братоубийственной войны. Одно из таких восстаний было организовано бойцами 2-й роты полка.
Те события были детально описаны в 1985 году председателем Савинского поселкового совета ветеранов войны и труда Павлом Антоновичем Чистиковым на страницах газет «Строитель коммунизма» и «Северный комсомолец». Бойцы 2-й роты открыто заявили о нежелании участвовать в братоубийственной войне и, когда 26 ноября 1918 года поступил приказ идти на фронт, отказались его выполнять. В тот день отправка на фронт не состоялась. 10 декабря поступил аналогичный приказ, и опять со стороны солдат раздались голоса о нежелании воевать. Они укрылись в казарме, блокировали в ней все входы и огнем отражали попытки офицеров приблизиться к зданию. Командование отдало приказ об обстреле казармы из бомбометов. У осажденных закончились боеприпасы, и они были вынуждены сложить оружие и выйти на плац. Всех построили в одну шеренгу, вывели каждого десятого бойца и расстреляли на Мхах за гарнизонным стрельбищем, а рота под конвоем была отправлена на фронт. Перед отправкой командующий белыми силами генерал В. В. Марушевский лично предупредил мятежников: «Ваши семьи остаются заложниками. В случае измены семьи будут расстреляны».
Рота была сначала направлена на позиции под деревню Кодыш, где находилась одна из рот Славяно-Британского легиона, английская рота, артбатарея и батальон американцев, и заняла участок у сожженного моста через реку Емцу. На другом берегу реки, в Кодыше, были красные части, со стороны которых через рупор интервенты и бойцы Белой армии призывались к прекращению боевых действий. Командование Белой армии понимало, что в такой обстановке 2-я рота ненадежна, и потому перевело ее в район Средь- Мехреньги.
Здесь необходимо сделать маленькое отступление. На современных картах мы не найдем названий Средь-Мехреньга, Тарасово, Церковное, это обобщающее название нескольких близко расположенных друг к другу деревушек. Порой одну от другой отделяет лишь узкий проулок. Так, село Тарасово объединяет деревни Подволочье, Гусевскую, Наволок, Якшину, Пивку, Мишутину, Монастырь, Гришино и др. Так и Средь-Мехреньга состояла из восьми деревень и хутора, самыми крупными были Большие Мурги, Печково, Захода, Чуроз-Гора.
Взорванный железнодорожный мост через реку Емца
Во время Гражданской войны весь этот участок, опоясанный двенадцатью прочными блокгаузами, проволочными заграждениями и минными полями, превратился в крепость. Вокруг села на расстоянии четырех-пяти километров находились сторожевые заставы. В центре села были выкопаны окопы с ходами сообщений. На Петровой Горе располагалась артиллерийская батарея.
Интервенты на станции Обозерская. Фото 1918-1919 года
В январе 1919 года Красная Армия в результате наступления на село Тарасово выбила из него организованный в начале войны добровольческий белопартизанский отряд, который вместе с семьями и скарбом отступил в Средь-Мехреньгу. Красноармейцы пытались с ходу взять и этот район, но попытка была неудачной.
Прибывшая туда в феврале 1919 года 2-я рота разместилась в крестьянских домах деревни Печково. Ее бойцов привлекали к службе на заставах, к разведке в районе Тарасова и Церковного.
В ночь с 3 на 4 февраля 1920 года конный отряд под командованием Хаджи-Мурата Дзарахохова и пеший батальон 478-го полка атаковали позиции белых. Солдаты 2-й роты поняли, что пришел их час. Они захватили орудия на Петровой Горе и вместе с примкнувшими к ним артиллеристами открыли огонь по штабу гарнизона и деревне Чуроз-Гора, взяли в плен нескольких офицеров, которых после боя передали отряду Хаджи-Мурата. Район Средь-Мехреньги был освобожден от интервентов, многие бойцы 2-ой роты после этого вступили в ряды Красной Армии.
Красный военлет Александр Слепян на самолете “Ньюпор”. Станция Плесецкая. 1919 год.
Его именем названа одна из улиц поселка Плесецк
Порой даже в одной семье были те, кто воевал за красных, и те, кто сражался на стороне белых. Журналист Плесецкой районной газеты «Строитель коммунизма» В. Потехин в свое время печатал много публикаций об истории района. В одной из них он описал подобный случай. «Старик Пешка служил в обозе красных. Штаб был сначала в Кочмасе. Потом красные взяли Тарасово. Стали подбирать и хоронить убитых, тех и других. Среди трупов старик увидел двух своих сыновей, воевавших на стороне интервентов. Горькими слезами разрыдался он, а признаться, что это его сыновья, – опасно. Закопали убитых в общей могиле, а ночью дед с помощью родственников и других тарасовцев перезахоронил своих детей на кладбище у церкви».
Характеризуя поведение интервентов, А. И. Солженицын не без иронии заметил: «Сквозь всю Гражданскую войну поведение недавних союзников России поражает корыстью и слепым равнодушием к Белому движению… и даже до позорности: англичане, уезжая с Архангельского Севера, часть царской амуниции вывезли, остальное утопили в море, только бы не досталось «белым»
(Солженицын А. И. «Двести лет вместе»).
Война закончилась, но еще не одно десятилетие спустя люди будут помнить о прошедших событиях, ведь рядом жили те, кто совсем недавно воевал по разные стороны. Страх за возможные неприятности от соседа долго преследовал жителей окрестных
деревень, взрослые старались не общаться между собой, только дети не чувствовали гнетущей атмосферы.
Кочмас. Братская могила. Здесь захоронены 150 бойцов 3-го батальона 159-го стрелкового полка 18-й стрелковой дивизии 6-й Красной Армии, павших в сражении за деревню Кодыш. Фото 2010 года
На кладбище в деревне Кочмас в конце декабря 1918 года в братской могиле были похоронены 150 бойцов 3-го батальона 159-го стрелкового полка 18-й стрелковой дивизии 6-й армии, павшие в сражениях за деревню Кодыш. Первые военнослужащие будущего объекта «Ангара» установили здесь памятник. И в настоящее время офицеры и солдаты космодрома хранят память о погибших бойцах, поддерживают порядок на месте их захоронения. Хочется сказать им большое спасибо от всех тех, кому дорога наша история.ениславье, Плесцы, Кочмас, Тарасовское, Александрово, Средь-Мехреньгу, Сельцо.
ПОДРОБНЕЕ
СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Строительство Северной железной дороги в конце XIX века, связавшей Москву и Архангельск, оказало огромное влияние на развитие всего Русского Севера, на жизнь миллионов людей и стало славной страницей отечественной истории. Сейчас без Северной железной дороги невозможно даже представить наше повседневное бытие, она стала неотъемлемой частью нас самих. Именно благодаря этой магистрали возник поселок Плесецк. Именно на станцию Плесецкая в марте 1957 года прибыл первый эшелон со строителями космодрома «Плесецк». Но вернемся на 150 лет назад.