Испытания новых образцов

11 января 4:29

Уже в 1967 году СССР догнал США по годовому количеству запусков, а в следующем году сравнялся с Соединенными Штатами по количеству выведенных в космос спутников. Далее, вплоть до 90-х годов, Советский Союз по этим показателям оставался мировым лидером. А основную нагрузку в стране и в мире по запускам космических аппаратов нес 53 НИИП. Именно он в эти годы был самым пускающим космодромом в мире.

В 1966 году на полигоне начались испытания различных образцов межконтинентальных твердотопливных ракет. Не все они были приняты на вооружение, но каждое испытанное изделие сыграло свою роль в создании новых, более совершенных ракетных комплексов.

Начало испытаниям на полигоне положил пуск 4 ноября 1966 года. В 11 часов по московскому времени боевым расчетом  4-го испытательного управления 53-го НИИП и отдельной инженерно-испытательной части (войсковая часть 01349) под командованием подполковника Юрия Алексеевича Яшина был осуществлен пуск ракеты РС-12. Это был первый испытательный пуск твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты на полигоне в Плесецке.

Баллистическая ракета Р-14У на боевой стартовой позиции

Опыта испытаний ракет такого класса еще не было. Все было впервые. Вспоминает ветеран полигона полковник Николай Викторович Пироженко, прошедший путь от начальника расчета до начальника управления: «Я пришел в часть Яшина лейтенантом, начальником расчета, и сразу же включился в работу. Шла подготовка к первому пуску. Проверялось все: от ракетных систем до последнего болта наземного оборудования. Все было вновь, особенно для нас, лейтенантов: и ракета, и шахта. Поражала не только мощь комплекса, поражали люди, которые круглосуточно, в течение нескольких месяцев вели испытания систем и агрегатов. Естественно, сам пуск для нас был чем-то святым, от него многое зависело. Его ждали все: от солдата до генерала.

В день пуска, я помню, людей на старте было много, особенно гостей, но разглядывать их нам было некогда. Каждый номер боевого расчета четко выполнял свои операции и после того, как была подана команда на пуск, мы все переживали не только за общий исход, но и за срабатывание своих систем. Все шло нормально. Сработало устройство открывания крыши, раздался грохот и ракета как будто выстрелилась из шахты и пошла по заданному курсу. От радости все бросились обниматься, кричать «Ура!» —  в общем, это был настоящий праздник, а для меня — тем более. Это был мой первый пуск, и он прошел успешно. Потом много было разных пусков: и удачных, и аварийных, и дневных, и ночных, но ощущение волнения перед пуском оставалось всегда…

Помню несколько ночных пусков. Это феерическое зрелище. Во время полета ракеты образовывались цветные конические окружности, которые, мерцая, изменяли свой цвет от бирюзового до пурпурного. Это словами трудно передать, что-то похожее можно встретить только на картинах у художников-фантастов».

Загрузка ракеты РС-12 в шахтную пусковую установку

По воспоминаниям генерала армии Ю.А.Яшина, присутствовавший на этом пуске В.П.Мишин, возглавивший ОКБ-1 после смерти С.П.Королева (а ракета РС-12 разрабатывалась под руководством академика С.П.Королева), на построении боевого расчета снял с головы шапку и подбросил ее со словами; «Пуск произведен в честь 50-летия Алпаидзе!».

По программе для проведения испытаний комплекса с ракетой РС-12 отводилось двадцать пять пусков. За год, начиная с первого пуска, было проведено пятнадцать. Не все шло гладко. Были и аварийные ситуации, и предпосылки к ним. Но испытания продолжались. Венцом полигонных проверок стал залповый пуск трех ракет со стартовых площадок части, проведенный 28 августа 1968 года. Головные части всех трех ракет достигли цели с заданной точностью.

На основании полученных результатов боевой ракетный комплекс с ракетой РС-12 был принят на вооружение и в течение двадцати пяти лет находился в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения. Первой частью, заступившей на боевое дежурство с новым комплексом, был ракетный полк под командованием подполковника А.А.Митрофанова, расположенный в городе Йошкар-Ола. Всего на боевое дежурство были поставлены 60 ракет.

Боевой расчет первого пуска ракеты РС-12. Ноябрь 1966 года

Кроме летных испытаний 53 НИИП была поставлена задача проведения опытно-испытательного дежурства на комплексе с ракетой РС-12. В стартовом районе были построены семь шахт, в которых находились ракеты, и командный пункт. В этом составе ракетный комплекс осуществлял экспериментальное дежурство. Боевые расчеты в течение семнадцати лет не только контролировали состояние ракеты и систем пусковой установки, но и отрабатывали организацию боевого дежурства и технического обслуживания комплекса. В итоге был получен ценный статистический материал об изменении характеристик твердого топлива в различных условиях хранения ракет.

Летные испытания ракеты РС-12 продолжались до января 1972 года, был проведен пятьдесят один пуск. А в течение экспериментального дежурства было осуществлено еще сто сорок два учебно-боевых пуска ракет этого класса.

В этот же период 53 НИИП приступил к испытаниям нового ракетного комплекса РТ-20П. Разработанный конструкторским бюро «Южное» (г.Днепропетровск), этот комплекс был первым в мире подвижным  ракетным комплексом межконтинентальных баллистических ракет, прообразом современных «Тополей» и «Ярсов». Сама ракета была двухступенчатой и располагалась на гусеничном тягаче. Первая ступень ракеты была твердотопливная, а вторая — жидкостная. Основной новизной этого комплекса была его подвижность. Было проведено двенадцать испытательных пусков этой ракеты, но по различным причинам  этот комплекс не был принят на вооружение, хотя в ноябре 1967 года был показан на параде в Москве на Красной площади.

«Темп-2С» — первый грунтовый мобильный ракетный комплекс стратегического назначения с твердотопливной МБР

Но у «Тополя» был еще один предшественник, который также прошел испытания на Северном полигоне. Это мобильный комплекс с ракетой РС-14 (комплекс «Темп-2С») , испытания которого начались в 1972 году. Эта задача была возложена на образованную в 1968 году испытательную часть под командованием подполковника Н.В.Мазяркина.

Ракетный комплекс РС-14, разработанный в конструкторском бюро А.Д.Надирадзе, состоял из пусковой установки, размещенной на шасси шестиосного тягача Минского автозавода, и вспомогательных агрегатов. Ракета располагалась в специальном контейнере, внутри которого обеспечивался необходимый для ее хранения температурно-влажностный режим. При пуске ракета выбрасывалась из контейнера до запуска двигательной установки.

Вспомогательными были машины и агрегаты обеспечения пуска и проживания боевого расчета в полевых условиях. Дело в том, что этот ракетный комплекс мог самостоятельно, при минимальном количестве номеров боевого расчета выехать в заданный район, чтобы нести там боевое дежурство и при необходимости провести пуск. Но начало испытаний показало, что комплекс пришел на полигон очень «сырым».

Вспоминает ветеран полигона полковник Н.В.Пироженко: «Комплекс с РС-14 давался нам, испытателям, очень тяжело. Но, понимая его необходимость для повышения обороноспособности страны, мы шли на все лишения…

Для каждой машины была своя программа испытаний. Машины проверялись на проходимость, на износостойкость, на защищенность. Где их только не гоняли! Все эти испытания проходили, в основном, в ночное время суток. Ездить приходилось в хоккейных шлемах и самодельных защитных щитках, так как кабины водителя и командира агрегата не отличались комфортностью. Но помимо всего прочего, во время испытаний стали появляться галлюцинации, резко обострялось чувство голода. Назначенные медико-биологические исследования выявили, что это влияние резонансных низкочастотных колебаний. Кроме этого, после отдыха в машине-общежитии люди выходили на улицу и замечали, что все кругом — и снег, и лес казались красными. Сказывалось влияние повышенного содержания углекислого газа Вот тогда и начали думать об эргономических требованиях к испытуемой технике. А как выдерживали все это механики… Я только удивляюсь, как им удалось откатать всю программу». Кроме того, в ходе полигонных проверок РС-14 выявился еще один существенный изъян: возможность опрокидывания пусковой установки во время движения из-за плохого обзора механиком-водителем дороги, особенно в темное время суток.

В 1972 году начались летно-конструкторские испытания комплекса. Вспоминает бывший оператор машины подготовки и пуска полковник Дмитрий Григорьевич Беспалов: «Перед первым пуском РС-14 работали много и долго, сроки поджимали и, как всегда, к чему-то готовились рапортовать. Был март, снега в тот год было много. Мы пригнали агрегаты на стартовую позицию, поставили их на определенные места и начали проверки…По часовой готовности в машине подготовки и пуска оставался только боевой расчет. Но этот и последующие несколько пусков проводились не совсем штатно. Мы набирали программу, вводили коды, но сама циклограмма в пусковую установку не запускалась. Весь расчет уходил в укрытие, и последнюю операцию я уже производил с выносного пульта, метров со ста — поворачивал ключ, тем самым, как бы открывал путь циклограмме к пусковой установке.

Первая в мире МБР на самоходной пусковой установке РТ-20П во время парада на Красной площади. 7 ноября 1967 года

Первый пуск был удачным, и хотя головная часть «приземлилась» с большим отклонением, все были довольны результатом. Но последующие пуски показали, что радоваться было рано. Некоторые ракеты вылетали из контейнера и тут же на старте или невдалеке от него падали. Причин было много, но, в основном, это касалось принципиально новых систем управления и прицеливания ракеты. Именно на РС-14 был впервые применен бортовой цифровой вычислительный комплекс…

Вообще, трудностей и героизма хватало на всех: не забуду один случай. Это было уже в 1973 году. Все шло как обычно. Агрегаты стояли на своих местах, мы запускаем циклограмму и ждем, когда заработает двигатель пусковой установки для запуска гидравлического устройства подъема контейнера.  Это был первый признак того, что все идет по плану, но время прошло, двигатель не запустился. Циклограмма «зависла», и мы не знали, на каком этапе и что случилось. Судя по индикации на аппаратуре — все нормально, должен быть пуск. Ситуация не из легких. Мы ввели команду «Стоп» — никакой реакции. Что делать? Контейнер не поднят, все разрешающие пуск ракеты коды уже введены и пуск или взрыв мог произойти в любой момент. Проанализировав ситуацию, приняли решение — устранить неисправность. Добровольно вызвался  идти к пусковой установке, чтобы завести двигатель прапорщик А.В. Скворцов… Двигатель заработал, пуск прошел удачно».

Комплекс РС-14 прошел испытания во многом благодаря мужеству и самоотверженности людей, которые испытывали его и доводили до требуемых характеристик.

Первый пуск ракеты РС-14 был проведен в 1971 году, а всего в ходе испытаний, завершившихся в 1976 году, было проведено тридцать пять пусков ракет этого комплекса. В конце 1975 года  по результатам испытаний комплекс «Темп-2С»  был принят на вооружение, а в период с 1976 по 1986 год нес дежурство по программе длительного хранения техники. Эта задача была возложена на семь инженерно-испытательных частей и две части боевого обеспечения. Для руководства ними в 1976 году было сформировано 5-е управление (войсковая часть 29512). По воспоминаниям генерал-майора Базылюка Жана Иосифовича, начальника 5-го управления, а затем заместителя начальника 53 НИИП: «Пятое управление, созданное в 70-х годах, функционировало в условиях очень высокой секретности и скрытности… По неписанному правилу интересоваться делами в 5-м управлении представителям других частей было непозволительным. О ситуации, об обеспечении, и тем более о ходе испытаний ракетного вооружения, которым было оснащено  наше управление, был информирован только очень узкий круг офицеров полигона». Несмотря на то, что испытания и эксплуатация ракетных комплексов «Темп-2С» проводились в обстановке строжайшей секретности, тайну сохранить не удалось. Появление в составе РВСН СССР подвижных грунтовых ракетных комплексов вызвало серьезную обеспокоенность у США. На переговорах по ограничению стратегических наступательных вооружений американская делегация поставила вопрос об их ликвидации. Массовому серийному производству нового ракетного комплекса помешало политическое решение высшего руководства СССР: во время встречи во Владивостоке Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, уступая нажиму Президента США Д.Форда, дал ему обещание не развертывать этот комплекс.

Установка второй и третьей ступеней ракеты РС-12 в шахтную пусковую установку

В 1965 году был введен в строй комплекс для подготовки и запуска ракеты Р-14У на площадке «Медвежьи горы». Первый пуск этой ракеты был проведен в июле 1969 года в целях отработки системы противоракетной обороны «Алдан». Пуск был аварийным из-за невыхода на режим двигательной установки по причине скрытого дефекта двигателя. Пуск проходил ночью. Вот как об этом вспоминал полковник В.А.Захаров: «Прошла заправка. На командном пункте остался расчет запуска, остальные вывезены в безопасные зоны. Мы оказались на опушке леса в 1,5-2 км от старта… Ракета после запуска должна уходить как пуля из винтовки. И вот видим зарево, грохот. Мгновение — и ракета скрылась за низкой облачностью. Каждый мысленно перекрестился: «Фу, ушла!». И вдруг через непродолжительное время в небе  вновь появилось  зарево. Из облаков выныривает «змей-горыныч», пролетает над нами и через мгновение раздается мощный взрыв. Наше состояние понять можно. Все упали, головы закрыли руками, а когда встали, то ноги и все тело била мелкая дрожь. Невероятно, но ракета запустилась  на одном  блоке двигательных установок, сорвалась со старта, но «разнотяг» был такой, что система управления не справилась с ошибками. Ракета под углом вошла в облака, сделала пируэт в виде мертвой петли, вернулась, прошла над стартом и врезалась в землю невдалеке от полигонного запасного командного пункта у станции «Комета». По материалам расследования стало известно, что до прямого попадания в командный пункт не хватило 100-150 метров. Последствия могли быть плачевными. Хотя вышибленных рам, побитых стекол, сваленной трубы местной котельной и паники было достаточно. Вот какой был запас прочности советской техники. Ракета летала «по-самолетному», но выдержала все нагрузки  и не сломалась». Все, к счастью, обошлось благополучно. На месте падения образовалась воронка диаметром 35-40 метров и глубиной полтора-два метра. Личному составу аварийно-спасательной команды пришлось тушить загоревшийся лес и траву. Последующие пуски были успешными, и задачу отработки ПРО полигон выполнял до 1971 года.

Орден Красного Знамени, Этим орденом Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года за большие заслуги в создании новых образцов оружия и боевой техники и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-морского флота полигон был награжден 53 НИИП

До конца 1970-х годов на Северном полигоне были испытаны и введены в эксплуатацию боевые ракетные комплексы второго и третьего поколений с ракетами РТ-2, РТ-2П, РТ-20П, «Темп-2С». Испытания многих из них потребовали высокого профессионализма, а зачастую мужества и героизма солдат и офицеров полигона. Уже в конце 1960-х годов СССР догнал США как в количестве стратегических  ядерных вооружений, так и по их качественным характеристикам. Президент США Ричард Никсон на пресс-конференции в июне 1969 года заявил о факте установления стратегического паритета между СССР и США. Это стало для Соединенных Штатов национальной трагедией… В начале 1970-х годов между СССР и США были заключены соглашения об ограничении стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Они коснулись и нашего полигона: в середине 70-х годов на 53 НИИП закончилось боевое дежурство на ракетных комплексах первого поколения с ракетами Р-9А и Р-16У. Два наземных стартовых комплекса ракет Р-9А на площадке «Большое Усово» были впоследствии переоборудованы и вошли в состав ракетно-космического комплекса «Циклон-3». Площадки ракетного комплекса Р-16У использовались для размещения войсковых частей, оснащенных новыми ракетными комплексами.

Труд испытателей и всего личного состава полигона в Плесецке был отмечен командованием РВСН и руководством страны. 5 ноября 1967 года 53 НИИП было вручено навечно Памятное Знамя Военного Совета РВСН и грамота к нему «За заслуги в деле защиты Советской Родины, высокие показатели в боевой готовности, боевой и политической подготовке, укрепление воинской дисциплины и успешное освоение новой боевой техники и в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года за большие заслуги в создании новых образцов оружия и боевой техники и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-морского флота полигон был награжден орденом Красного Знамени.

В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:

1. «Полигон особой важности». 1997 год. Москва. Издательство «Согласие».

2. «Северный космодром России». Космодром «Плесецк». 2007 год.

После запуска первого искусственного спутника Земли «Космос-112» Северный полигон

включился в космическую гонку, направленную на преодоление отставания Советского Союза от США по космическим системам военного и двойного назначения. На выполнение этой задачи и был нацелен 53 НИИП.

Испытания новых образцов

ракетной техники

Орден Красной Звезды на Боевом Знамени полигона