ПЛЕСЕЦК 2

8 февраля 4:42

Поселок Плесецк

Часть II

К концу 20-х годов прошлого столетия Северная железная дорога стала одной из главных магистралей по грузовым перевозкам. Значение железной дороги в то время было столь велико, что до середины 1950-х годов «валютный цех» страны – лесозаготовительная и лесопильная отрасли – был в подчинении Наркомата путей сообщения.

Контора Плесецкого лесопильного завода. 1926 год. Из личного архива Н.А.Макарова

С 1921 года леса вблизи станции Плесецкая начали осваивать лесзаги треста «Северолес», топливно-лесного отдела Северной железной дороги, а позднее – концессионная фирма «Русснорвеголес». В Плесецке были построены лесопилка, шпалорезка и поселок Аул для рабочих (район улицы Восточной). Началось строительство индивидуальных домов по Петроградскому тракту (ныне – улицы Садовая и Юбилейная).

В феврале 1924 года Архангельский губернский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов перекроил административную карту Архангельской губернии, рассмотрев проект изменения границ существующих волостей в ряде уездов. А в июне этого же года Президиум ВЦИК утвердил этот проект, согласно которому на карте Архангельской губернии появилась новая волость – Плесецкая. 20 июля 1924 года на совещании в деревне Наволок была образована Плесецкая укрупненная волость в составе Онежского уезда. В нее поначалу вошли пять сельских Советов: Дениславский, Кирилловский, Оксовский, Пабережский и Савинский. Станция Плесецкая хотя и дала название волости, но ее центром не стала, войдя в состав Дениславского Совета. «Столицей» волости была определена деревня Наволок.

После пуска Плесецкого лесозавода. Июнь 1926 года. Из фондов Плесецкой районной библиотеки

 Титул   «стольного града» Плесецк получил около двух с половиной лет спустя после создания Плесецкой волости, в январе 1927 года. К этому времени в состав нее вошли земли расформированной Мехреньгской волости, а ее сельсоветы (Порецкий, Петровский, Церковнический и Майнемский) перешли под власть Плесецка. Одновременно с Мехреньгской расформировали и Исакогорскую волость, часть владений которой также отошли к Плесецкому волисполкому. В общей сложности под его властью оказалось 12 сельсоветов, а количество населенных пунктов выросло со 117 до 258. А 9 июля 1929 года с присоединением поселка Самодед был образован Плесецкий район с центром в поселке Плесецк. Таким образом в 20-х годах прошлого века Плесецкий район был сшит из нескольких крупных земельных «лоскутьев», каждый из которых имел свою богатую историю и многовековые традиции.

Пожарная часть (построена в 1926-1928 годах). Плесецк

 Но вернемся к Плесецку. В 1924 году в связи с расширением лесозаготовок стала строиться железнодорожная ветка Плесецкая – Кочмас. В 1950-х годах именно она сыграет важную роль в строительстве космодрома. Из-за ошибок при строительстве узкоколейки ушла в карсты река Плесцы. Тогда же начал застраиваться поселок от железнодорожного переезда вдоль Петроградского тракта на Мехреньгу.

Для нужд народного хозяйства требовалось все больше и больше пиломатериалов. Поэтому на месте лесопилки в 1926 году был открыт двухрамный лесопильный завод – первое промышленное предприятие района. Предприятие поставляло шпалы и переводные брусья для железной дороги, а затем и пиломатериалы для нужд страны. На заводе работало более 200 человек. Одновременно с лесопильным заводом был построен шпалорезный завод. В конце 1920-х годов на нем работало около 200 человек. Два шпалорезных станка работали в две смены.

 27 июля 1926 года решением Архангельского губисполкома  поселкам при станции Плесецкая, лесопильных заводов, Дениславскому (к западу от железной дороги по тракту) и Мехреньгскому (к востоку от железной дороги по тракту) было присвоено общее название – поселок Плесецк. В это время население поселка уже составляло более полуторатысяч человек. Именно тогда началось планомерное и быстрое строительство Плесецка, появились первые улицы – Железнодорожная, Садовая, Партизанская, Первомайская, Советская, Октябрьская…. Многие из них сохранили свои названия до сих пор. Некоторые были переименованы позже. А много ли мы знаем о людях, чьи имена носят улицы Плесецка? Уверены, что нет. Восполним этот пробел.Одна из улиц носит имя Семена Варламовича Котрехова.

Родился Семен Котрехов 14 февраля 1899 года в деревне Леушинской Шенкурского уезда в многодетной крестьянской семье. Там же окончил двухклассную церковно-приходскую школу. Семен рано приобщился к труду, помогал отцу заниматься смолокурением, гнать скипидар.

Подростком Семен ушел «зимогорить», то есть на отхожие заработки: в 1915 году устроился каталем (возил тачку с землей) на строительстве Мурманской железной дороги в районе Кандалакши. Вскоре сбежал от непосильного рабского труда и записался работать в экспедицию на Новую Землю, откуда через год был вывезен с партией больных цингой в Архангельск.

Участвовал в Гражданской войне на Севере, воевал на Железнодорожном направлении Северного фронта, был ранен. В мирное время работал землекопом на строительстве в Архангельске. Затем учился в губсовпартшколе.

2-й районный слет юных пионеров. 1930 год. Из личного архива Н.А.Макарова

…1926 год. Полным ходом шло строительство железнодорожной ветки Плесецкая – Кочмас. Секретарь рабочкома строителей Семен Котрехов по делам выезжал в Архангельск. Однажды он зашел в редакцию губернской газеты «Волна», принес заметку, в которой критиковал руководителей строившегося лесопильного завода за невнимание к быту рабочих. С той заметки все и началось. «Волна» из номера в номер  начала печатать «Вести из Плесецкой». О чем он писал? Обо всем, что мешало жить и работать: частные торговцы обдирают людей, а власти бездействуют; школа теснится под одной крышей с церковью – нужна школа.

Собрание стахановцев Плесецкой тракторной базы. 1934 год.

Из фондов Плесецкой районной библиотеки

Вскоре Семену пришлось столкнуться с вологодской артелью Черепанова, которая отличалась пьяными дебошами. Проверка работы «черепановцев» выявила вопиющие факты: артельный Черепанов брал «дань» с землекопов: по три рубля с сотни, а также оказалось, что заработок «черепановцев» исходил не столько от лопаты, сколько от карандаша десятника Баженова, который был в сговоре с Черепановым. Более чем на тысячу рублей было приписано работ. Проделки артельщика и десятника были преданы рабкором огласке.

Состоялся суд. «Мастера» приписок были осуждены. Общественным обвинителем на суде выступал Семен Котрехов.

Семен Варламович Котрехов

Жаркое лето 1927 года. Лесные пожары охватили огромные территории между Плесецкой и Емцей. В тушении пожаров сил местного населения было недостаточно, поэтому привлекли рабочих из городов. На ликвидацию огненной стихии были посланы даже заключенные колонии, в которой отбывали наказание дебоширы из «черепановской» артели.

Как счастья ждал Семен первого дня отпуска, ведь на этот день была назначена его свадьба с учительницей Ольгой Поповой. Но этому не суждено было случиться. 12 августа 1927 года рабкор Семен Котрехов погиб от рук бандитов. Проводить в последний путь его пришло почти все население Плесецка.

Его именем была названа улица в Плесецке. На доме, в котором он жил, в 1969 году была установлена мемориальная плита. В 1965-1887 годах лучшим общественным корреспондентам районной газеты «Строитель коммунизма» присваивалось звание лауреата премии имени С.В.Котрехова.

Мемориальная доска на здании, где жил и работал С.В. Котрехов в 1926-1927 г.

Но вернемся к поселку Плесецк. С 1926 года Плесецк начинает активно застраиваться. Именно в этот период были построены здания волисполкома, школа первой ступени (здание не сохранилось), пожарная часть (в районе нынешней пожарной части). В этом же году в красном уголке поселка Аул впервые было показано немое кино, а через год там же впервые заговорило радио. На воскреснике жители поселка очистили от леса площадку для летней эстрады (на месте нынешнего стадиона). В том же году построили почтово-телеграфную контору, а через год – фабрично-заводскую начальную школу для детей рабочих лесозавода (ныне здание военкомата).

В начале 30-х годов на берегу болота, в вековом ельнике, расчистили площадку для Дома социалистической культуры (ныне здание районной библиотеки). А через два года садоводы-любители Плесецка начали разработку сквера на месте болота (ныне парк в центре поселка). Из Тулы завезли черенки тополей, липы, акации, яблонь, ясеня. Землю таскали мешками.

Бурное строительство продолжилось в конце 30-х годов. В эти годы только на строительство жилья затратили 2,5 миллиона рублей. Но все же количество населения росло гораздо быстрее, чем сам поселок. В 1939 году в Плесецке уже проживало более 11200 человек, и на одного жителя приходилось всего 3,5 кв. м жилой площади. В эти же годы в поселке появился водопровод. Вместе с тем, улицы в поселке не имели твердого покрытия и в распутицу многие из них были буквально непроходимыми.

В 1939 году построили и оборудовали на месте болота стадион с трибунами на 700 мест. До войны на нем блистала знаменитая на всю область футбольная команда «Лесосплав» во главе с капитаном Николаем Толстиковым. Но самые яркие победы плесецких футболистов приходятся на 50-е годы прошлого века. Футбольная команда «Красная звезда» из Плесецка стала в 1950 году чемпионом и обладателем кубка области по футболу, а через три года вновь отстояла титул чемпиона. Четырежды, в 1952-1955 годах, была финалистом кубка области по футболу. Долгие годы на стадионе стояла скульптурная композиция «Футболисты». Она была сооружена в 1964 году, но в годы «перестройки» была разрушена.

 Плесецк. Здание районной больницы (не сохранилось).

Здесь в годы Великой Отечественной войны размещался эвакогоспиталь №1771

В 1941 году в Плесецке планировалось построить электростанцию, продолжить строительство водопровода (до 1938 года в Плесецке было лишь 5 колодцев и железнодорожная водонапорная башня-водокачка), построить родильный дом и многое другое…

Помешала война.

Из 15105 наших земляков, ушедших на фронт за годы Великой Отечественной войны, больше половины пали смертью храбрых на полях сражений, а более 2200 вернулись домой инвалидами. Достойно защищали Родину наши земляки. Более семи тысяч из них были награждены орденами и медалями. Двое из них – Александр Иванович Маминов и Андрей Николаевич Птицын – удостоены звания Героя Советского Союза.

Несколько слов о них.

Александр Иванович Маминов.

Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. Эти слова можно с полным основанием отнести к рядовому Александру Маминову, уроженцу деревни Авдотьино Бережно-Дубровской волости (ныне село Конево Плесецкого района), связному командира батальона 129-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта во время советско-финской войны 1939-1940 гг. Сноровка и умение отлично ходить на лыжах, полученные в детстве, очень пригодились ему на фронте. Много раз приходилось ему пробираться по глубокому снегу, под огнем «кукушек» (финских снайперов) в роты, чтобы передать приказ командира или доставить пакет. В боях за остров Пий-Саари в Выборгском заливе Александр Маминов захватил станковый пулемет противника и первым вступил на остров. В боях под Сеппеляя под огнем противника он вынес с поля боя раненого командира роты. В боях за Нисалахти бойцы одной из рот батальона, в котором воевал Александр Маминов, с боями заняла важную позицию. Требовались боеприпасы, их вызвался доставить Александр. Снарядили конную упряжку. Все свободное пространство простреливалось противником. И вдруг вылетела повозка. Вражеские пулеметы замолчали от неожиданности. Враги растерялись. И снова был открыт ураганный огонь, но повозка уже проскочила опасный участок. Бойцы роты, получившие столь необходимые боеприпасы, с удивлением разглядывали повозку, расщепленную пулями в нескольких местах. А лошадь и боец – ни одной царапины!

А.И.Маминов с родителями и родственниками. Бережная Дуброва. 1941 год

… Ночью группа вражеских солдат, стараясь быть незамеченной, продвигалась к штабу батальона. Завязался бой. Рядовой Александр Маминов уничтожил восемь вражеских солдат. Но несли потери и наши. Был тяжело ранен комбат, к нему рвались враги. А.Маминов, прикрыв его грудью, вынес, рискуя собой, в безопасное место. И хотя Александр был ранен в ногу, он остался в строю и поднял бойцов в атаку. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и исключительный героизм и отвагу, проявленные в этих боях, наш земляк Александр Иванович Маминов Указом Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Полученная рана на ноге болела, Александр ходил прихрамывая. Он надеялся, что выздоровеет без санбата, даже ходил в разведку, во время которой обнаружил штаб и выяснил расположение огневых точек противника. Приняв неравный бой с пятью солдатами противника, он вышел победителем. В результате боя были захвачены три орудия. … Но запущенная рана требовали серьезного лечения в госпитале.

Весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз застала его в госпитале. Ранение оказалось серьезным, и Александр стал прихрамывать. Солдат просился на фронт, но был комиссован из-за хромоты. Но когда фашисты рвались к Ленинграду, Александр Маминов ушел добровольцем в ополчение. Сражался он на участке Ижора-Колпино и погиб в бою 3 июля 1943 года. Похоронен герой в Санкт-Петербурге.

Андрей Николаевич Птицын.

Андрей родился в деревне Лельмовской (ныне не сохранилась), в 20 километрах от Конево, в семье потомственных деревенских кузнецов. Отец имел собственную кузницу. Кроме него в семье было еще трое братьев. Семья рано лишилась материнской заботы. С ранних лет Андрей помогал отцу в нелегком крестьянском труде. Окончил церковно-приходскую школу.

А.Н. Птицын с семьей

  Во время Первой мировой войны Андрея призвали в армию и отправили на фронт. Попал в плен. Бежал. После окончания войны работал на отхожих промыслах, на кирпичных заводах Петрограда, Вологды, Няндомы, затем в колхозе и на лесозаготовках. В конце 1930-х годов он вместе с семьей переехал в поселок Пукса, где стал работать лесорубом.

 Началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 года Андрей Птицын был призван в ряды РККА. Сначала служил в строительном батальоне на станции Обозерская. В письме к жене Парасковье писал, что «многие из нас просятся на фронт, думаю, что и я добьюсь этого». Через год его отправили на фронт. Воевал сначала на Центральном, а затем на Воронежском фронтах. Домой солдат писал: «Служу, воюю, как и другие. Обо мне не беспокойтесь». Отличился в боях под Белгородом и на Курской дуге. Командир полка в наградном листе писал о нем «… несмотря на сильное сопротивление противника, первым ворвался в окопы и в штыковой схватке заколол 3 гитлеровцев, четвертого – офицера – привел в плен».

  1 октября 1943 года полк вышел к Днепру. Перед бойцами стояла задача форсировать Днепр и овладеть плацдармом в районе села Лютеж, южнее Киева. В книге «Днепр – река героев» это описано так: «Намокшее обмундирование и оружие тянуло ко дну. Андрей Птицын плыл вместе с молодым бойцом Василием Кравчуком. Плавсредство – бревно. Холодная осенняя вода судорогами сводит ноги. Напарник едва двигает рукой. Видя его состояние, Птицын подвигается к нему поближе и по-отечески подбадривает бойца: «Поднажми, Васенька! Немного еще». И вот широкая река под пулеметно-минометныи огнем и бомбами противника преодолена. Из сорока бойцов группы на правый берег Днепра … вышло 18 человек… Вскоре фашисты обнаружили смельчаков и перешли в контратаку. Группа не дрогнула. Но погибло еще шесть бойцов, был тяжело ранен командир отделения. В эту критическую минуту А.Птицын заменил командира и с возгласом: «За родной Киев, за Сталина – вперед!» первым ворвался в траншеи врага и в упор расстрелял фашистов… В течение шести часов горстка бойцов под командованием А.Н.Птицына удерживала захваченную позицию. А вскоре и весь полк, и вся дивизия закрепились на Лютежском плацдарме».

 За проявленное мужество при форсировании Днепра, за геройство и отвагу в бою с немецкими захватчиками А.Н.Птицын был удостоен звания Герой Советского Союза.

 В ноябре жене Андрея Птицына Парасковье Никифоровне и администрации Пуксинского лесопункта пришли письма с сообщением о присвоении Андрею Птицыну звания Героя Советского Союза. Слезы радости были у жены, ликовали дети. «Среди рабочих лесопункта,  — писала газета «Плесецкий лесоруб», — прошли собрания и митинги, на которых в своих резолюциях и в письме Герою рабочие обязались еще самоотверженнее трудиться на своем посту». А в это же время Андрей Птицын в письме к жене скупо и скромно писал; «Жив. Воюем. Бьем фашистскую нечисть».

 Свой последний бой сержант Андрей Николаевич Птицын принял 25 декабря 1943 года под Житомиром. Похоронен Андрей Птицын в селе Белки Житомирской области Украины.

 Полными кавалерами ордена Славы в годы Великой Отечественной войны стали наши земляки Иван Петрович Киприянов и Виталий Алексеевич Маслухин.

Открытие мемориальных досок на памятнике-горельефе погибшим

воинам-землякам. Плесецк. 9 мая 1980 года. Фото В.П. Гаврилова

 27 октября 1978 года в центральном парке поселка Плесецк был открыт памятник-горельеф «Воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1980 году на нем были установлены мемориальные плиты с именами 659 погибших солдат и офицеров Советской Армии в борьбе с гитлеровским фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:

1. Н.А.Макаров. «Земля Плесецкая. Годы, события, люди». г.Архангельск. 2002 год.

2. Н.А.Макаров. «История земли Плесецкой». Архангельск. 2012 год.

3. Н.А.Макаров «Война народная, священная война…».г.Архангельск. 2010 год.

Окончилась Гражданская война. Ее последствия для железной дороги были ужасными. Почти все станции были сожжены, путевое хозяйство разрушено. Вот как об этом писала газета «Волна»: «Станция Плесецкая была грудой развалин, вокзал сгорел, водокачка взорвана. Стрелки, многие звенья станционных путей увезены или разрушены артиллерией». В 1920 году вдоль железной дороги было введено особое положение: местное население было мобилизовано на расчистку путей и заготовку дров для паровозов. Всех железнодорожников, где бы они ни работали, вернули на железную дорогу, увеличив им хлебный паек. Одновременно специальный санитарный отряд произвел очистку мест боевых действий в районе станции от разлагавшихся трупов людей и животных. Были организованы субботники и недели ремонта, в ходе которых укладывались дрова для заправки паровозов, заменялись шпалы на станционных путях. В ходе недели ремонта в октябре 1920 года комсомольцы и молодежь станции Плесецкая даже оборудовали клуб, позже получивший название «Путь к свету». А в 1921 году было полностью восстановлено здание вокзала.