ПОСЕЛКИ ОПЫТНОЕ, КУРГАН И ОТДЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ ПУНКТ

2 января 7:37

ОПЫТНОЕ

19 августа 1928 года на берегу реки Емцы была открыта опытная станция Высшего совета народного хозяйства по рационализации и механизации лесозаготовок. Поселок получил название Опытное. Здесь проводилась проверка всех способов лесозаготовок, обустройства лесовозных дорог, сплошной и выборочной рубки леса, испытывались трактора. Станция имела большое значение, ведь до этого основным инструментом в лесу был топор. Даже лучковая пила стала использоваться для валки леса лишь в середине 1930-х годов. Всю тяжелую работу выполняли только с помощью лошадей. В 1930 году во всем Плесецком районе на лесозаготовительных участках имелось 14 тракторов и 4 автомашины. Своих рабочих на лесозаготовках не хватало, основная их часть нанималась по вербовке, также сюда направлялись спецпереселенцы или, как говорили в то время, раскулаченные, повсеместно применялся труд заключенных.

 

Поселок Опытное. Опанка – место отдыха жителей поселка.

Вместе играют местные, дети спецпереселенцев с Украины и немцев Поволжья. Фото конца 1950-х годов

 

О поселке Опытное нужно рассказать более подробно. Основанный по предписанию Высшего совета народного хозяйства СССР, он оставил заметный след в истории лесной промышленности Севера. Вот как описывал его журналист В. Потехин в статье «Жил-был поселок» в газете «Плесецкие новости» от 20 апреля 1999 года. Развитие промышленности в стране потребовало создания на Севере лесной рабочей академии, укомплектованной не только техникой и оборудованием, но и толковыми научными кадрами. Поскольку в лесную избушку или барак инженера с семьей не заманишь, надо было создавать жилье с городскими удобствами. Поселок походил на городок курортного типа: массивное здание конторы, шикарные коттеджи и двухэтажные дома с высокими потолками и массивными двойными дверями, имелись даже ванные комнаты, но они так и остались без труб и водоснабжения. Дома были рубленые, с красными железными крышами, большими окнами и лоджиями.

 

Дорога от поселка Опытное к станции Емца. Местные жители за сбором ягод. Фото 1940-х годов

 

Гордостью поселка стала мощная электростанция фирмы «Рустон». Она давала электроэнергию не только в поселок, но и на лесные делянки, где тогда начали испытывать первые электрические пилы. От станции Емца до поселка Опытное была проложена деревянная дорога – две колеи из бревен. По ним ходил мотовоз, поверхность колес которого была вогнутой – они словно обхватывали «рельсы» с двух сторон. В предвоенные годы эта дорога уже не действовала.

Не все эксперименты и поиски оправдали себя, но опытная станция сыграла важную роль в годы первой пятилетки, когда еще не было лесотехнических институтов.

 

Поселок Опытное Клуб, около которого в годы Великой Отечественной войны

жители слушали по радио сводки Совинформбюро. Фото 1940-х годов

 

В годы Великой Отечественной войны в поселке Опытное было организована специальная бригада, которая вела заготовку «авиасосны». Это были лучшие деревья, которые отыскивали опытные лесники. Они простукивали и прощупывали каждое дерево, и только лучшие образцы попадали в разряд «авиа». Найдя такую сосну, лесники делали ее окорку до 1,5 м от земли и черной краской проводили нумерацию.

Рассказывает Александр Васильевич Марков, который в 1944–1945 годах работал в этой бригаде: «Наша бригада вела заготовку исключительно «авиасосны». Рубили только те деревья, на которых были отметки лесников. Эти деревья складировались и сплавлялись отдельно. В Архангельске лес корили и пароходами отправляли в США на авиационные заводы. Там из него делали детали для самолетов.

Бригада была на особом положении. Работающим платили повышенную зарплату, но и спрос с них был особый. Спрашивали за все: за выполнение плана, качество заготовленного леса. Тогда следили и за нашим здоровьем, но мы старались тоже, план

всегда выполняли».

 

Поселок Опытное. Жители поселка собираются на праздник. Фото 1950-х годов

 

На лесных делянках работали не только местные жители, но и спецпереселенцы, немцы Поволжья, даже пленные поляки, которых пригнали сюда после похода маршала Тимошенко на западные земли Украины и Белоруссии.

Вот как вспоминает их пребывание на нашей земле бывшая жительница поселка Опытное Антонина Алексеевна Ломтева: «Жили мы в поселке Опытное, а на другом берегу реки был поселок Костыли, куда привезли ссыльных немцев Поволжья. Учительница собрала местных ребятишек и сказала: «Ребята! Относитесь к ссыльным хорошо, дружите с ними и не обижайте. Они ни в чем не виноваты. Это не те немцы, с которыми воевали ваши отцы». Так мы с ними дружно и жили».

 

Поселок Опытное. Дети из летнего пионерского лагеря на реке Емце. Фото конца 1950-х годов

 

Среди ссыльных было много уроженцев Украины, они хорошо пели, познакомили северян со своими песнями. Вместе устраивали концерты, играли в волейбол. У Антонины Алексеевны сохранились старые фотографии, где вместе стоят и местные жители, и немцы, и украинцы.

Вспоминая те времена, В. И. Фролов рассказывает, с каким увлечением местные ребята, общаясь с немцами, учили их язык. Он говорит, что его сестра владела чужой речью почти в совершенстве.

КУРГАН

В восьми километрах от Опытного был построен поселок лесозаготовителей Курган. Почему он носил такое название – непонятно, ведь рядом даже бугров не было. Вероятно, так назвали в шутку из-за большой низины в центре поселка, залитой водой, – нечто среднего между болотцем и небольшим озерком, что не мешало местным ребятам в нем плескаться.

Первым начальником лесоучастка был назначен Алексей Никанорович Иванов, отец А. А. Ломтевой. Он был заядлым фотографом. Именно благодаря ему и его детям-  Антонине и Михаилу, сохранены фотографии поселка Опытное и живших в нем людей.

Тяжелые времена наступили для местных жителей в годы Великой Отечественной войны. Вспоминает Вера Петровна Митусова: «Мужчины ушли на фронт, женщины трудились в лесу. Моя мать работала на валке леса, а тетя Евдокия Трофимовна Потехина — трактористом».

ОТДЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ ПУНКТ

Кроме поселка Курган, на тракте располагались лесопункты Кодышский и Авдинский. С появлением железнодорожной ветки на Кочмас в начале ее правого уса в конце 1920-х годов был построен большой поселок — 5-й ОЛП. Это был отдельный лагерный пункт заключенных (перевальная база), куда они доставлялись со станции Плесецкая по железной дороге. Здесь их распределяли по отрядам и направляли пешком на лесоразработки за село Церковное. На 5-м ОЛП находились и склады, откуда продовольствие на лошадях везли в лагеря. Часть заключенных шла пешими колоннами от Плесецка через Плесцы. На 5-м ОЛП постоянно жили много заключенных, работающих на лесозаготовках на всей территории нынешнего космодрома.

 

Поселок Опытное. Трактор С-60 на лесной делянке. Фото 1935 года

 

Вот как вспоминает те годы житель деревни Средь-Погост Александр Васильевич Марков: «Колонны были громадные, шли в шеренгу по четыре человека. Порой первые уже из деревни выходят, а хвост еще в нее и не вошел. Больше всего нас удивляло то, что некоторые отряды шагали без конвоя. Впереди шел старший колонны — из числа заключенных — с винтовкой, а позади — трактор с телегой, в которую сажали обессилевших и тех, кто не мог идти». Вот из таких людей формировались бесконвойные колонны. Знали, что трудолюбивые и уважающие закон люди, которых гнали на тяжелую работу, никуда не убегут. И была это узаконенная дармовая рабочая сила.

Признаться, я сначала мало поверил его рассказу, съездил к нему несколько раз, но понял, что наш Василич в свои 82 года обладает не только замечательной памятью, но и удивительной наблюдательностью. Про таких говорят: ходячая энциклопедия. Он помнит все начальство лагеря, которое частенько заглядывало к его отцу, колхозному председателю. Вообще, это удивительный человек. Александр Васильевич до сих пор гонит деготь и весной собирает серу на речке Химе, слывет знатоком целебных трав, которыми лечится вся округа, а сейчас помогает в организации краеведческого музея в селе Церковном.

 

Поселок Опытное. Ребята на спортивной площадке. Фото конца 1940-х годов

 

Убедился я, что ничего он не путает с бесконвойными колоннами, когда подумал про своего деда Михаила Васильевича Агеева, прошедшего всю Первую мировую войну, заслужившего три Георгиевских креста и множество медалей. Он был осужден в 1937 году по доносу только за то, что зарабатывал два трудодня: ночью сторожил колхозное добро, а днем работал в поле. Дед умер на стройке Беломорканала примерно в 1940 году.

В 30-е годы прошлого столетия тракт стал дорогой скорби, по нему конвоировались сотни спецпереселенцев и заключенных. От ст. Плесецкая, через д. Плесцы и д. Кочмас проходил их путь на Тарасово и Церковное, конечной остановкой были деревни на реке Шорде (Майнема, Бородино, Верх-Мехреньга, Верховье) и даже на глухой лесной речке Мягдоме. Там они строили бараки и круглый год рубили лес, зимой строили «ледянки» (намороженная зимняя дорога) и на санях с металлическими полозьями доставляли лес для сплава на берега Шорды и Мягдомы и далее по Мехреньге, Емце, Северной Двине в Архангельск. Там в то время работал «валютный цех» нашей страны.

Мой знакомый Ю. А. Шемелин в начале 1970-х годов побывал в тех местах — полнейшее бездорожье, только гусеничная техника может пройти. Тягостное впечатление производят разрушенные бараки и многочисленные заросшие кладбища. Сколько людей осталось навсегда лежать в тех местах — никто и не знает…

Вот как сказал о тех временах Александр Васильевич Марков: «Видел много колонн заключенных, которые шли в сторону Церковного, но не видел ни одной, которая бы возвращалась назад».

5-й ОЛП расформировали, а в его бывших постройках был организован поселок лесозаготовителей Глубоковский, но местные жители это место иногда называют 5-ым ОЛП.

 

Поселок Опытное. Слева – двухэтажное здание школы

 

Правительство страны уделяло большое внимание лесозаготовкам в нашем районе. Достаточно сказать, что в конце 1940-х годов в Глубоковский леспромхоз приезжал будущий председатель Совета Министров СССР, а на момент приезда — министр легкой и текстильной промышленности Алексей Николаевич Косыгин.

Об этом рассказал Юрий Егорович Потехин. Его дядя Кузьма Кузьмич Потехин до революции окончил церковно-приходскую школу и каким-то образом поступил на работу в петербургский придворный театр. В столице он познакомился с А. Ф. Керенским. Их отношения были настолько дружескими, что, когда после революции Керенский уезжал из России, он звал с собой и Потехина, но тот отказался, сказав, что ехать нужно с деньгами, а их у него нет.

После Гражданской войны дядя приехал в деревню Усть-Шорда, что недалеко от села Тарасова. Впоследствии его избрали председателем колхоза «Пионер». Во время Великой Отечественной войны ему было уже 50 лет, и он служил посыльным при штабе. После войны поселился в поселке Правый Ус, около бывшего 5-го ОЛП. Работал в лесопункте «Текстильщик» от Министерства легкой и текстильной промышленности.

А. Н. Косыгину во время его приезда с проверкой в лесопункт предложили переночевать в комнате для приезжих. Но он отказался, сказав, что остановится у Кузьмы Кузьмича, с которым успел познакомиться. После той встречи Кузьма Кузьмич рассказывал, что с Косыгиным они провели всю ночь за самоваром. Министр очень интересовался историей России до 1917 года и спрашивал о его встречах с Керенским.

 

Первые военнослужащие Советской армии (так с февраля 1946 года стала именоваться Рабоче-крестьянская Красная армия) появились в наших местах еще в 1940-е годы. Константин Федорович Стекольщиков помнит о том, как во время войны он с тетей ходил за грибами на 8-й километр (район нынешнего железнодорожного депо, раньше — поселок лесозаготовителей). Вокруг поселка были прорублены новые просеки и ходили часовые, которые не пропускали на охраняемый объект.

По воспоминаниям жителей бывших деревень Красная Ляга и Кочмас крупное воинское подразделение прибыло к ним в 1947–1948 годах. Двигалось оно по Петровскому тракту, штаб размещался в 5-м ОЛП.

 

Лагерный пункт (зона). Возвращение трудармейцев после работ.

 

Вспоминая о тех временах, житель Плесецка В. Н. Митусов рассказал, как они с ребятами бегали в солдатский клуб 5-го ОЛП смотреть кино. Скамеек в клубе было мало, так вся малышня располагалась впереди, на полу. В этой войсковой части проходил службу по призыву и его двоюродный брат, сержант-связист В. Я. Ляшков, который частенько забегал к ним домой. Солдаты жили в палатках, пищу готовили на походных кухнях. Пробыли военнослужащие в тех местах около двух лет, занимались они заготовкой леса. французских боевых кораблях.