1991
Все эти и многие другие события нашли свое отражения на страницах первой городской общественно-политической газеты под названием «Вестник космодрома», которая на волне гласности появилась в Мирном в 1991 году. Газету учредили 3 организации – горсовет, космодром «Плесецк» и горком КПСС. Первым редактором был Леонид Кривенков.
Вот о чем было написано в газете в одном из первых номеров: «На куртке рядового Игоря Федоренко — 441 номер. Его рабочее место – пневмощит. В пусках участвовал шестнадцать раз…» Да, так было. Сегодняшним рядовым подобное, быть может, и не снится. А в те времена наш космодром был настоящим трудягой. Две трети всех космических пусков выполнялись отсюда. И военнослужащие по призыву не стояли в стороне от основной деятельности космодрома. Однако и других обязанностей у них был полон рот – солдаты убирали и асфальтировали улицы в Мирном, работали на котельных, снабжая город водой и теплом, пекли хлеб. Даже городской рынок (тот, что был за магазином № 21 «Огонек») построили кто бы вы думали?..
Из-под полы
Выражение это появилось в Советском Союзе раньше, но теперь оно стало особенно актуальным. В свободные от службы и работы часы люди бегали по городу в поисках еды и промтоваров, выстаивали в длинных очередях, в давке «отрывали» дефицит.
«В канун Пасхи в продовольственных магазинах города продавалась водка по бутылке на брата. Ее владельцами становились, разумеется, те миряне, кто имеет визитную карточку (кроме талонов были и такие «бумажки, без которых ты букашка» – ред.). Как всегда находилось немало любителей получать остродефицитный товар без очереди. Помогали им, притом беззастенчиво, грузчики, подсобные рабочие и некоторые продавцы. Длинные очереди возмущались, но и только (заметка в газете «Вестник космодрома» «Старо как мир»).
Покрытое тайной и мраком распределение материальных ценностей в условиях их крайнего дефицита заставляло людей идти на крайние меры. Мотивом голодовки народных депутатов подполковника У.Г. Шайнурова (облсобрание) и майора В.И. Хальфана (горсовет) послужило то, что, по их мнению, должностные лица Военторга, злоупотребляя своим служебным положением, продавали, кому надо, машины и мотоциклы, в обход очереди. Результатом голодовки стала работа комиссии, которая расследовала эти факты и действительно выявила нарушения в торговле транспортом. Однако требования депутатов были шире – наказать виновных, опубликовать результаты расследования и список лиц, получивших машины вне очереди. И надо сказать, что голодовщики, хотя и не сразу, но добились своего – город узнал «элиту» в лицо.
Отцам не до детей
В конце 80-х — начале 90-х остро встали вопросы, связанные с воспитанием молодежи, ростом подростковой преступности. В то время депутат городского Совета, а в последующем мэр города А.А. Корыгин сетует на то, что город потерял традиции оборонно-массовой работы, которая начиналась с детского сада, и уже несколько лет не проводятся в Мирном военно-патриотические игры «Зарница» и «Орленок».
Оставшиеся без внимания взрослых, пионерской и комсомольской организаций, подростки сами находят применение своей энергии, например, ломали аттракционы, корежили электрощиты, разбивали стекла и все, что только можно разбить.
Как и во всей стране в Мирном активно открывались и процветали видеосалоны и домашние сеансы (у тех, кто «достал» себе видик и кассеты с западными фильмами). Благодаря заметкам в «Вестнике» узнаем, что актовый зал Детской школы искусств отдан в аренду под видеосалон, а созданному при молодежном центре «Оптимист» музыкально-драматическому театру «Игра на красный цвет» (режиссер Л.М. Героева) – негде репетировать и выступать…
В то же время тогда в Мирном еще существовал народный театр в Гарнизонном доме офицеров, созданный Борисом Ивановым-Дольским. В 1991 году руководила им Галина Петровна Смирнова, а до нее Валентина Цызова, Жанна Федорова, Валентина Ларионова. Со дня основания к 9 апреля 1991 года (очередному дню рождения театра) было сыграно более 2000 спектаклей. Галина Смирнова: «У меня прекрасные артисты. Чего стоит одна только Елена Скунягина – талантливый человек! А Герман Лапин! А Сергей Шандровский! Больше десяти лет работает в театре Ю.П. Бондаренко…» При театре также существовала детская студия со своими звездочками. Работал тогда еще при ГДО и турклуб для взрослых «Север» и некоторые другие кружки по интересам. Однако славные традиции культурной жизни в Мирном к тому времени уже сильно утратились. Об этом в «Вестнике» было много не критических, а просто наполненных грустью статей. Мирянам стало не до культуры и не до спорта. В День города хор ветеранов дал концерт для себя – зрителей не было. В День физкультурника была та же картина – пустой стадион.
Голод не тетка
Председатель исполнительного комитета С.Г. Ситников в своем докладе говорит о проблемах в Мирном с телефонной связью, с продуктами и промтоварами первой необходимости: «По сведениям отдела ЗАГС в 1990 году принято 294 заявления на регистрацию брака, из которых на регистрацию не явились 70 пар. Напрашивается вывод: заявления были поданы молодыми людьми только для того, чтобы купить в салоне для новобрачных продукты питания…» Доклад С.Г. Ситникова проливает свет на истоки мирнинских долгостроев: пристроек к Дому быта (сейчас магазин «Астра» и суд), Дома школьника (до сих пор стоит-разваливается), школы в микрорайоне № 2 (достроена по Федеральной целевой программе «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.) и других. С.Г. Ситников: «Причина – отсутствие финансирования по линии Министерства обороны СССР. Исполком обратился в облисполком с просьбой об оказании помощи через Совет Министров РСФСР по решению указанных вопросов, но результатов пока нет».
Чтобы хоть как-то решить продовольственную проблему, в то время всем желающим давали земельные участки – и в черте города, и за ним. На них люди выращивали, прежде всего, картошку. Благодаря ей и выживали. Даже за ДШИ была распахана земля… А в кинотеатре «Планете» обычным делом стали ярмарки, где население могло купить, продать, обменять вещи. Кстати, бартер на всех уровнях стал очень популярен – менялись произведенным товаром еще работающие фабрики и заводы, менялись тем, чем Бог послал, и люди друг с другом. А еще работники городских учреждений и военнослужащие взаимовыгодно сотрудничали с близлежащими колхозами, которые тоже тогда еще были, — трудились на сенокосе, сажали и собирали урожай, а потом получали к столу ту же картошку…
Из сводок ОВД (они публиковались каждую неделю): «с балкона дома №9 в переулке Молодежном похищены импортные джинсовые брюки и халат общей стоимостью более 500 рублей». Грабятся гаражи, машины и квартиры. Несут все: колеса, магнитолы, кассеты к ним, мотоциклы, велосипеды, часы, магнитофоны, одежду. «Из квартиры дома № 9 по улице Мира пропали сапоги женские, кожаная куртка, джинсовая куртка и… бутылка шампанского».
Гости из-за железного занавеса
Лето 1991 года – американцы в Мирном. Впервые в истории «секретного» космодрома! Это было международное сотрудничество в рамках запуска 15 августа 1991 года ракетой-носителем «Циклон» искусственного спутника Земли «Метеор». На нем была установлена американская аппаратура «ТОМS», изучающая и составляющая глобальные карты распределения озона над нашей планетой. Так мы отметили слом железного занавеса, общее потепление взаимоотношений двух стран, подписание главами государств договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ).
В статье газеты «Вестник космодрома» о российско-американском запуске: «Если бы мы заговорили на эту тему два-три года назад, то, наверное, вызвали бы у наших читателей, по меньшей мере, удивление. Но сегодня это уже … свершившееся событие, о котором … знает чуть ли не весь мир».
А в октябре этого же года с космодрома «Плесецк» стартовала ракета «Союз» с космическим аппаратом, «начиненным», помимо отечественной, французской и немецкой аппаратурой. Потом был еще запуск по программе «Интеркосмос» (сотрудничество стран так называемого социалистического лагеря).
Лебединая песня СССР
Совместная работа с американцами практически совпала с трагическими событиями в нашей стране. Августовский путч 19 августа 1991 года — попытка государственного переворота.
Не будем говорить за всю страну, но город Мирный балет «Лебединое озеро», который целый день 19 августа крутили по всем официальным каналам телевидения, не особенно напугал.
В погожий августовский день 1991 года Плесецкий полигон готовился к обычной работе. В 7 часов утра 19 августа, в связи с предстоящим проведением испытательного пуска ракеты «Тополь», генерал-майор Перминов А.Н. (недавно назначенный начальник 53 ГИП МО) пригласил на совещание своих заместителей для рассмотрения вопросов по выполнению поставленной задачи. В это время дежурный по полигону доложил о передачи экстренного сообщения по центральному телевидению.
Пеминов А.Н.: «Первое чувство – это недоумение. Посоветовавшись с заместителями, решил не прекращать выполнения плановых работ. С получением указаний на перевод подразделений в повышенную боевую готовность, мы ограничились мерами внутренней и караульной службы и занялись подготовкой к проведению двух очередных запусков космических аппаратов.
Полученные 20 августа указания Облсовета и Облисполкома о поддержании порядка и дисциплины, о проведении работ по подготовке к зиме и о выполнении требований Конституции и Указа Президента РСФСР нами были приняты к руководству.
Хочу отметить, что все эти дни город и гарнизон жили нормальной жизнью».
Космодром продолжал плановые работы.
Вечером 27 августа в ГДО состоялась встреча с народным депутатом РСФСР А.А. Пискуновым. Он рассказал собравшимся о трагических днях переворота в Москве, «о той огромной роли, которую сыграли руководство Российской Федерации во главе с Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, парламент России, москвичи и некоторые регионы России в отстаивании демократии». Причинами поражения так называемого ГКЧП, наряду с другими, по мнению депутата, был отрыв лиц, возглавивших государственный переворот в стране, от реальной действительности, а также то, что армия не позволила манипулировать собой, как того хотели заговорщики…
В этот же день 27 августа над зданием городского Совета народных депутатов в Мирном взвился Российский флаг. На снимке в газете «Вестник космодрома» запечатлен этот исторический момент: зампредседателя горсовета Л.К. Сердюк, зампредседателя горисполкома И.И. Заяц и управляющая делами горисполкома Т.А. Чупрова поднимают флаг России. Приписка редактора: «Когда этот материал был подготовлен к печати, стало известно, что в ночь с 27 на 28 августа флаг был сорван неизвестными лицами. Что это – политическая провокация, акт вандализма над государственным символом России или нечто другое? Разумеется, 28 августа над зданием горсовета флаг взвился вновь, но данный факт должен всех нас насторожить».
А несколькими днями раньше, 23 августа, в соответствии с Указом Президента РСФСР и распоряжением руководства Облсовета и Облисполкома была произведена опечатка помещений горкома партии. Это была пока только приостановка деятельности КПСС, но вскоре ее не стало совсем. Как и тех, кто проповедовал и внедрял ее идеи – политработников (формально, конечно, не стало, на самом деле все они остались, только назвали их теперь по-другому). В заметке «Прощайте, комиссары!» военнослужащие комментируют деполитизацию армии. С прославления партии бывших политработников переключают на воспитательную работу – такую же, но немного в другом ключе. Ведь боевой дух и моральные качества воспитывать все равно кто-то должен.
Что день грядущий…
Наступившая осень немного остудила эмоции, зашкаливавшие в конце лета, но ненадолго. 5 ноября с большим трудом (выборы проходили в течение нескольких сессий) избран новый председатель Совета А.И. Меркушев, бывший секретарь парткома космодрома, призвавший депутатов уйти от политических игр и дискуссий и заняться, наконец, делом.
Однако дискуссии продолжились, во всяком случае, на страницах «Вестника». Время было такое – горячее, кипучее. Люди живо реагировали на все происходящее. Шутка ли – 70 лет жить по определенным правилам, и вдруг оказаться в каком-то… зазеркалье. Кто-то охотно, с радостью принимал происходящие перемены (депутат Н. Гаврилов, например, тут же предложил вернуться к истокам и построить в городе храм), а другим было тяжело забыть прошлое, перечеркнуть в одночасье все, во что верили, – и вперед, с чистого листа…
7 ноября 1991 года в нашей стране впервые не праздновался День октябрьской революции. Этот факт стал поводом для многочисленных выступлений в городской газете Мирного различных людей – и депутатов, и «простых смертных». Одни «рубили с плеча», называя 7 ноября позором для нашей страны, черным днем, другие – наоборот, защищали его как часть нашей истории, которую нельзя просто взять и вытравить из памяти. «Но ведь если свершится еще одна революция, то я уверена, что люди будут бороться за те же идеалы, что и тогда. Жаль, что мы не смогли претворить их в жизнь» (подписано В. Солярчук, рабочая).
28 ноября состоялось последнее заседание исполнительного комитета горсовета. На нем было рассмотрено много вопросов, самые тревожные – о подготовке Мирного к зиме (остро стоял вопрос с поставками в город газа). А последним в повестке дня значился вопрос «О прекращении полномочий исполнительного комитета городского совета народных депутатов» — исполком тоже ушел в историю. Тем не менее, власть не поменялась — главой администрации города постановлением главы региона назначен Ситников Станислав Григорьевич, бывший председатель Горисполкома.
К концу года все чаще в «Вестнике» появляются тревожные сообщения о росте цен – а ведь избранный президент РСФСР Борис Ельцин только начинал свои экономические реформы. В страну пошли импорт, валюта… Вот только новоиспеченные «россияне», глядя в свои быстро худеющие кошельки, уже засомневались – к добру ли все это…
А командование полигона в драматичном 1991 году беспокоил вопрос о том, каким образом распад СССР и разделение его армии отразится на положении объединения. Правительство Казахстана предпринимало попытки национализировать космодром «Байконур». Как повернутся события, и чем закончится дележ космической собственности? Тогда же жаркие споры разгорелись вокруг вопроса о рентабельности космических программ. Специалисты настойчиво доказывали, что ИСЗ дистанционного зондирования и разведки природных ресурсов Земли типа «Океания» и «Ресурс-Ф» за десять дней полета приносят столько информации, сколько бы дали десять лет авиаразведки. Тем не менее, налицо было сворачивание перспективных космических программ.
Это было время развала СССР, зарождения рыночных отношений, приватизации, инфляции и т.п. В связи с переводом экономики на рыночные рельсы начался перевод значительной части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по космической технике с госбюджета на договоры с Министерством обороны. Объемы ассигнований на космические программы сократились в разы, сократилось и количество запусков космических аппаратов. Одним из основных направлений деятельности ВКС стало преодоление многочисленных проблем, возникших в связи с прекращением существования Советского Союза и разделом инфраструктуры запусков и управления космическими аппаратами.
Готовых рецептов, как поступать и что предпринимать, не было. Все начиналось с чистого листа.
1991 год. Время перестройки, свободы слова и пустых полок в магазинах. Время обесценивания банковских вкладов, ликвидации КПСС, агонии СССР и на этой благодатной почве — расцвета деятельности экстрасенсов, народных целителей и свидетелей НЛО. Время, когда в переполненных кинозалах, забыв о хлебе насущном (точнее об его отсутствии), вся страна рыдала над перипетиями судьбы «Унесенных ветром»…
1991 год