Адвокат Владимир Постанюк выступил против возвращения смертной казни

21 января 15:27

В Совете Федерации РФ планируется рассмотрение вопроса о возврате в стране смертной казни. С соответствующим предложением выступил председатель партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович. В ближайшее время соответствующая инициатива будет направлена в верхнюю палату российского парламента.

Как адвокат, правовед и гражданин России, проработавший в свое время в суде и следственных органах, я выступаю категорически против данной инициативы. Пока существует хотя бы минимальный риск судебной ошибки, смертная казнь в стране не может быть возвращена. Такой риск, как мы понимаем, в условиях специфики функционирования системы правосудия всегда есть.

Кроме того, смертную казнь предлагают вернуть за такие преступления как государственная измена и коррупция в особо крупном размере. Это весьма тенденциозные преступления: мы еще помним советское прошлое, когда людей обвиняли в государственной измене, в спекуляции. Потом оказывалось, что эти люди не были спекулянтами, а были предпринимателями, не были изменниками, а были борцами за демократию. Где гарантии, что такая же ситуация не будет иметь место и сейчас?

К тому же, казнить за коррупционные преступления – наказание, явно несоразмерное тяжести совершенного преступления. Бесспорно, коррупционер наносит вред государству и обществу, но он не совершает насильственных преступлений, никого не убивает. В коррупции легко могут обвинить и человека, который в действительности не совершал коррупционных преступлений. Если убийство доказать проще, то взятку можно просто подкинуть.

Также я хочу отметить, что смертная казнь никогда еще не останавливала подлинных преступников. Более того, риск казни способствовал скорее утяжелению преступлений. Например, насильники убивали своих жертв, чтобы избежать опознания. В Советском Союзе существовала смертная казнь, что не помешало кровавым маньякам вроде Андрея Чикатило совершать свои зверские преступления.

Важна не суровость, а неотвратимость наказания. Преступник должен понимать, что он будет наказан в любом случае. Но это требует куда более эффективного функционирования правоохранительной системы, органов правосудия. Кстати, пожизненное заключение – не менее, а более жесткая мера, чем смертная казнь. Но в случае судебной ошибки всегда остается шанс на освобождение пожизненно заключенного, на его реабилитацию и выплату ему компенсации за годы, проведенные в местах лишения свободы. Вернуть же к жизни того, кто был казнен по ошибочному приговору суда, уже не представится возможным, и это страшнее всего.

Я предлагаю не возвращать смертную казнь, а бороться за дальнейшее повышение результативности работы правоохранительной системы, за справедливые и взвешенные приговоры судов, уделять внимание широкой профилактике преступности в российском обществе. Только такие меры позволят сократить количество преступлений.