1957

18 июля 09:41

СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА «АНГАРА»

В середине 1950-х годов руководство Советского Союза было обеспокоено нарастающей военной мощью США, которые к тому времени имели возможность поражать стратегические цели на территории СССР. Имеющиеся же у нас средства доставки ядерного оружия не позволяли нанести в случае войны ответный удар по территории США. Стране необходимы были новые ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами.

Выбор места

Разработанная в Особом конструкторском бюро №1 (ОКБ-1) под руководством Сергея Павловича Королева новая ракета Р-7 была предназначена именно для этих целей. Надо отметить, что С.П.Королев и его соратники изначально предполагали широкий диапазон ее использования: с одной стороны, в качестве боевой ракеты, а с другой — как носитель для вывода в космическое пространство искусственных спутников Земли, а в последующем и космических аппаратов с человеком на борту. На создание новой ракеты отводилось очень короткое время. Так, решение о ее разработке было принято в мае 1954 года, а летно-конструкторские испытания должны были пройти уже с марта 1957 по июль 1958 года. И эти жесткие сроки были выдержаны. В мае 1957 года на полигоне «Байконур» начались лётные испытания новой ракеты. Но начались они с неудач — первые пуски заканчивались авариями. И вот первый успех — 21 августа 1957 года головная часть ракеты достигла полигона в районе Камчатки. Газеты опубликовали сообщение ТАСС, в котором сообщалось о первом пуске в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. «Испытания ракеты, — указывалось в сообщении, — прошли успешно, они полностью подтвердили правильность расчетов и выбранной конструкции. Полет ракеты проходил на очень большой, еще до сих пор недоступной высоте. Пройдя в короткое время огромное расстояние, ракета попала в заданный район. Полученные результаты показали, что имеется возможность пуска в любой район земного шара». Это событие открыло принципиально новые возможности Советского Союза по ракетно-ядерному поражению объектов противника.

Стартовый комплекс наземного базирования межконтинентальной баллистической ракеты Р-7

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, или «семерочка», как ее называл С.П.Королев, после проведения успешных испытаний была принята на вооружение. Но еще за полгода до первого успешного пуска в далекой архангельской тайге началось строительство объекта «Ангара».  Уже в 1956 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №1313-749 от 19 июля 1955 года «О выборе районов для старта изделий Р-7 для обеспечения подготовки и своевременного строительства боевых стартовых станций для изделий Р-7» были начаты рекогносцировочные и изыскательские работы по выбору места дислокации первых воинских соединений, вооруженных ракетным комплексом Р-7. Выбор места для строительства стартовых позиций объекта «Ангара» был проведен группой офицеров Министерства обороны СССР и ОКБ-1 во главе с генерал-майором И.Ф. Дибровым в ходе рекогносцировочных работ, которые проводились в Архангельской области в 1955 году и в июле 1956 года,

Группе И.Ф.Диброва пришлось решать довольно сложную инженерно-техническую задачу. Исходя из расчетной дальности Р-7 (около 8000 км), выбор места для размещения позиционного района должен был соответствовать определенным требованиям: стартовые комплексы должны быть размещены как можно дальше от южных границ СССР, вдоль которых разворачивалось строительство американских военно-воздушных баз (Турция, Иран), и как можно ближе к северным границам страны, чтобы обеспечить максимальную близость к территории США; размещение стартовых комплексов требовало наличия больших массивов земельных участков, непригодных для ведения сельского хозяйства; стартовые комплексы, трассы полетов ракет и районы падения отработавших ступеней ракет должны располагаться в малонаселенной местности; для обеспечения устойчивой радиосвязи позиционный район должен находиться на равнинной местности. Кроме того, в то время крупногабаритные ракетные блоки могли быть доставлены только по железной дороге и, следовательно, стартовые комплексы не должны были размещаться далеко от железнодорожной ветки. Этим жестким условиям наиболее соответствовал Плесецкий район Архангельской области.

В ходе работ группой И.Ф.Диброва было подобрано около двадцати площадок, пригодных для строительства специальных сооружений объекта «Ангара», выбраны трассы прохождения железных и автомобильных дорог, а также линий электропередач. По результатам проведения рекогносцировочных экспедиций было предложено два основных варианта размещения объекта «Ангара». Первый вариант предполагал примыкание объекта к железнодорожной станции Плесецкая, а второй — к железнодорожной станции Шелекса. Предпочтение было отдано первому варианту, как наиболее экономичному и позволяющему обеспечить скрытность проводимых работ, маскировку объекта и ввод его в эксплуатацию в максимально сжатые сроки. Высокие и крутые берега реки Емца, где предлагалось разместить стартовые позиции, и скальный грунт до минимума сокращали объем земляных работ, а густая и труднопроходимая северная тайга облегчала маскировку этого стратегически важного объекта. Кроме того, через станцию Плесецкая проходила основная магистраль Северной железной дороги, построенная еще в конце XIX века. Это было очень важно, так как крупногабаритные строительные конструкции и блоки ракет можно было перевозить только по железнодорожным путям.

Извилистые берега реки Емца

Также в ходе проведения рекогносцировочных работ была составлена экономическая характеристика территории, отводимой для строительства объекта «Ангара», в пределах границ отчуждения. В зоне отчуждения на тот момент было расположено несколько десятков сел, деревень и поселков (Кочмас, Красная Ляга, Ижошка, Ветковский, Опытное, Кодыш, Перекоп, Биржа, Плесцы, Канифольный завод и другие), в которых проживало 2680 человек. Коренное население составляло около 60%, остальная часть — спецпереселенцы, перемещенные сюда в  период репрессий 1930-х годов и в годы Великой Отечественной войны. В основном это были немцы Поволжья, украинцы из западных областей Украины и спецпереселенцы из Крыма. Когда началось строительство объекта «Ангара», эти деревни и поселки были ликвидированы, а большинство жителей, проживавших в них, выселили, заплатив им за оставленные дома. Правда, некоторым из них разрешили остаться и работать в войсковых частях. Об истории этих сел, деревень и поселков мы подробно рассказали вам, уважаемые читатели, в феврале-марте этого года на страницах газеты «Панорама Мирного».

29 декабря 1956 года Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков обратился в Президиум ЦК КПСС с докладной запиской по итогам рекогносцировочных и изыскательских работ для расположения стартовых станций ракет Р-7.

Из докладной записки Г.К.Жукова в Президиум ЦК КПСС от 29 декабря 1956 (извлечение):

«Совершенно секретно

Особой важности

Особая папка

ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС

Докладываю:

Министерством обороны закончено проведение подробных рекогносцировочных и изыскательских работ в районах Архангельска, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 19 июля 1955 года для расположения боевых стартовых станций ракет Р-7 с дальностью стрельбы до 8000 км и специальным зарядом…

…Прошу утвердить следующие предложения Министерства обороны:

— построить в районе Архангельска в течение 1957-1959 гг. боевую стартовую станцию для пуска ракет Р-7 в наземном варианте с двумя стартовыми позициями с доведением в последующие годы количества позиций до четырех. Работу по строительству станций развернуть в 1957 году…

Г. Жуков».

11 января 1957 года Постановлением Совета Министров СССР №61-39 было принято решение о строительстве в Архангельской области вблизи железнодорожной станции Плесецкая объекта под условным наименованием «Ангара» — первого соединения межконтинентальных баллистических ракет Р-7 конструкции С.П.Королёва. Под объект «Ангара» было отведено около 74200 га земли. В условиях полной секретности, в предельно сжатые сроки и в тяжелейших климатических условиях, среди болот и тайги необходимо было построить ракетные комплексы, включающие уникальные пусковые установки, вспомогательные здания и сооружения технологического, культурно-бытового и жилого назначения, многокилометровые линии электроснабжения, управления и связи. Весь комплекс должен был обеспечить приемку, хранение и подготовку ракет к пуску в минимальные сроки.

Объект «Ангара» получил почтовые адреса «Москва-400» и «Ленинград-300».

Первые строители космодрома

Строительство объекта было возложено на 57-е Управление инженерных работ под командованием инженер-полковника Н. И. Былеева (с января 1958 года управлением командовал инженер-полковник Н. И. Степанченко), которое было сформировано в годы Великой Отечественной войны на Северном Кавказе в августе 1943 года. В годы войны военные строители под огнем врага восстанавливали разрушенные мосты и дороги, возводили различные фортификационные сооружения. Теперь, в 1957 году, им предстояло построить в северной тайге ракетный полигон.  Проектирование строительства на объекте было возложено на Московский центральный проектный институт Министерства обороны. Главным инженером проекта был назначен инженер-полковник А.А. Ниточкин, который в свое время проектировал строительство на полигоне «Байконур».

 По раскисшим после таяния снегов проселочным дорогам, через низины, превратившиеся весной в топкие болота, буквально на своих руках строители доставляли тяжелую технику к месту работ

Первые три эшелона с военными строителями прибыли в район Плесецка в конце февраля 1957 года. Один эшелон, прибывший из Грузии с командно-инженерным составом 57-го УИР под руководством инженер-полковника Н.И.Былеева, разгрузился на станции Плесецкая. Личный состав разместили на станции в железнодорожных вагонах. Второй, с личным составом 25-го отдельного аэродромно-строительного полка под командованием полковника И.М.Агеенкова, прибывший из Крыма, был отправлен на 41-м километр железнодорожной лесовозной ветки, а третий, с личным составом и техникой роты 167-го батальона военных строителей под командованием капитана Г.М. Питалева, разместился на 34-м километре.

Суровый северный край встретил первый десант строителей, прибывший из южных районов страны, сорокаградусными морозами и полутораметровыми сугробами. Ветераны рассказывали, что, расчищая один из строительных участков, бульдозер буквально зарывался в снег по самую крышу. Дороги практически отсутствовали. Имелся лишь грунтовый тракт, который проходил по территории объекта «Ангара» через деревни Кочмас и Авда и далее по берегу реки Емца к селу Кодыш (ранее — Петровский тракт из Архангельска в Санкт-Петербург), и старая железнодорожная ветка, построенная еще в 1930-х годах для лесоразработок. Правда сразу же выяснилось, что эта железнодорожная ветка требовала срочного замены, так как шпалы от времени сгнили, а рельсы уже не соответствовали нагрузкам подвижного состава.

Личный состав 25-го полка разместился в деревянных строениях барачного типа, которые ему достались в наследство от лесозаготовителей. А вот военные строители 167-го батальона, размещенные на 34-м километре, поселились в утепленных палатках УСБ-11, установленных посреди заснеженной поляны.

Много лет спустя военный строитель, полковник Г. М. Питалев, командовавший в то время ротой, размещенной на 34-м километре, вспоминал: «После разгрузки техники в снег быстро установили палатки для личного состава, столовой и имущества, которые отапливались самодельными печами, сделанными из металлических бочек. Вместо коек соорудили двухъярусные нары. Для электроснабжения использовалась передвижная электростанция, воду получали, растапливая снег, последние известия узнавали из моего портативного батарейного радиоприемника «Дорожный». Рацион питания состоял, в основном, из консервов, круп, макарон и сухарей. Первое время офицеры и солдаты обосновались в одном палаточном городке, чтобы быть поближе к рабочим местам, а через месяц, после ремонта сарая в трех километрах от палаточного городка, мы уже разместились в более комфортных условиях, какие только можно было в тот момент себе представить».

Военным строителям приходилось вести работы в тяжелых условиях. Из-за жестких сроков строительство основных сооружений началось до прокладки автомобильных дорог с твердым покрытием. Одновременно с закладкой объектов стартовой позиции началось создание производственной базы — бетонных заводов, растворных узлов, арматурных, лесопильных цехов по изготовлению опалубки, механизированных складов для песка и щебня, парков для специальной и автомобильной техники. Поднимались корпуса ремонтных мастерских и бытовых помещений, строилось жилье. С приходом весны появились новые трудности. По раскисшим после таяния снегов проселочным дорогам, через низины, превратившиеся весной в топкие болота, буквально на своих руках строители доставляли тяжелую технику к месту работ.

Из воспоминаний военного строителя, полковника Г.М.Питалева: «В начале июня так развезло, что всякое перемещение грузов по строительной площадке стало возможным только с помощью тракторов и специальных санных прицепов, а также на листах металла, так называемых «пенах». В этом случае к трактору на тросах прицепляли лист металла толщиной 5-6 мм и на него грузили то, что требовалось. Но был период, недели две, когда вообще нельзя было проехать никаким видом транспорта. Даже отсыпанное из известняка дорожное полотно во многих местах представляло собой довольно вязкой консистенции массу, в которой можно было лишиться резиновых сапог, если зазеваешься. Вдоль основных трасс были проложены дощатые тротуары, и передвижение по ним было сравнительно безопасно. Вскоре, наконец, стало подсыхать, наступило короткое северное лето. В эту пору нас стали донимать сначала комары, а затем и мошка…».

К концу 1957 года были созданы минимальные условия для жизни военных строителей и ракетчиков. Один из строителей, А. В. Асеев, так вспоминал то время: «Три месяца жили в палатках. Эти палатки до конца жизни не забуду. Бывало, проснешься утром, а волосы примерзли к подушке. Помню, как ждали, когда кто-нибудь из сослуживцев уйдет, чтобы взять его одеяло». Но жизнь постепенно налаживалась. Вскоре появились первые щитовые казармы и столовые, были обустроены бани с парилкой и солдатские клубы.

В апреле 1957 года на объекте «Ангара» уже работало 4500 военных строителей. Основные работы развернулись на строительном участке на площадке №1 (41-й километр), где развернулось строительство стартового комплекса. Строительство шло своим ходом, несмотря на погодные и организационные трудности. Личный состав работал с энтузиазмом, сознавая, что каждый из первопроходцев строительства объекта «Ангара» выполняет задачу особой государственной важности. В это сложное время находилось время и для отдыха.

Вспоминает военный строитель, полковник Г.М.Питалев: «В свободное время одни играли в волейбол, другие в футбол и шахматы, а некоторые занимались рыбной ловлей, благо в реке Емце, вблизи которой размещалась площадка, рыбы было вдоволь. В этом краю непуганой дичи был рай для охотников. Особенно много было зайцев, тетеревов и белых куропаток. В общем, раз или два в неделю у нас на столе была дичь или рыба в качестве дополнительного питания, причем времени тратилось не так уж много, чтобы его добыть. По осени многие перешли на сбор грибов и ягод, причем такое несметное их количество мне нигде и никогда впоследствии не встречалось. С командиром полка, который иногда брал меня в напарники, мы тоже бродили с ружьями, особенно удачно у нас получалась охота на тетеревов и рябчиков».

В то время, вспоминает полковник Г.М.Питалев, «жили дружно, потому что суровые условия и серьезные задачи как никогда сплачивали коллектив».

Первопроходцы объекта «Ангара». 1960 год

4 июля 1957 года для эксплуатации нового ракетного комплекса была создана новая войсковая часть с условным наименованием — объект «Ангара» с дислокацией в Плесецком районе Архангельской области. Приказом Министра обороны СССР от 10 июля 1957 года командиром войсковой части был назначен полковник Михаил Григорьевич Григорьев.

15 июля 1957 года М. Г. Григорьев издал приказ N1, в котором объявлялось о вступлении его в должность и начале формирования соединения по временному штату в составе: управления части, отдела капитального строительства и подразделения обслуживания — всего 32 офицера и 120 солдат и сержантов. Именно эта дата, 15 июля 1957 года, стала впоследствии отмечаться как день рождения космодрома «Плесецк» и города Мирный.

Формирование части началось на станции Болшево Московской области.

Заместителями командира части были назначены: начальником штаба гвардии полковник Григорий Константинович Михеев, начальником политотдела полковник Фуат Сабирович Хакимов,  заместителем по специальному вооружению полковник Бер-Мордух Гиршевич Ханин, заместителем по строительству и эксплуатации полковник Александр Иванович Асеев, начальником тыла подполковник Михаил Сергеевич Шитик.

Все было новым, неизученным: техника, люди. Предстояло в условиях северной тайги не просто ввести в эксплуатацию боевые стартовые и технические площадки, но и научить людей грамотно эксплуатировать грозное ракетное оружие.

В августе 1957 года кроме организационной группы была создана еще одна группа во главе с заместителем М. Г. Григорьева по специальному вооружению полковником Б. Г. Ханиным.  Местом ее дислокации была определена станция Тюра-Там в Казахстане (полигон «Байконур»). На ее возлагалось изучение нового вооружения (ракетного комплекса Р-7), способов его эксплуатации в условиях Севера и разработка методик по организации специальной подготовки, а также подготовка места для прибывающих на учебу подразделений соединения.

В сентябре 1957 года первая группа военнослужащих во главе с полковником М. Г. Григорьевым перебазировалась к постоянному месту дислокации — на станцию Плесецкая Северной железной дороги и разместилась там в пяти железнодорожных вагонах, в которых прожила до мая 1958 года. На плечи командира соединения легли, казалось бы, невыполнимые задачи.

В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:

1. Григорий Сухина. Книга «Григорьев» из серии » Жизнь замечательных людей». Повесть о ракетчике. 2004 год

2. «Полигон особой важности». 1997 год. Москва. Издательство «Согласие».

3. Военно-исторический журнал. Издание МО РФ. Статья «Строительство космодрома «Плесецк». 1957-1962 гг.». Автор Г.М.Питалев