Наш ответ Америке
Кто кого?
Основу ракетно-ядерного потенциала Советского Союза в те годы составляли стационарные ракетные комплексы наземного и шахтного базирования. А вот точность МБР вероятного противника («МХ», «Трайдент-2», «Минитмен-3») была достаточно высокой. Расчеты специалистов показывали, что советская шахтная пусковая установка могла быть поражена одним ядерным блоком американских ракет, а двумя боевыми блоками — полностью уничтожена. Для этого необходимо было создать такой ракетно-ядерный потенциал, который бы обеспечивал гарантированное нанесение Советским Союзом ответного удара по противнику.
В этих условиях актуальной проблемой в СССР стало создание и оснащение Ракетных войск стратегического назначения подвижными ракетными комплексами. При этом новое ракетное оружие, с одной стороны, должно было обладать способностью поражать с высокой точностью стратегические цели вероятного противника на межконтинентальной дальности, а, с другой стороны, иметь высокую живучесть за счет их маскировки, рассредоточения, маневра, ухода из-под удара, движения по маршруту и неопределенности местоположения на момент ожидаемого удара и невозможности ведения по ним прицельной стрельбы.
Во второй половине 1970-х годов в Советском Союзе уже были созданы первые подвижные грунтовые ракетные комплексы с твердотопливными ракетами межконтинентальной дальности «Темп-2С» с МБР РС-14 и средней дальности «Пионер» с РСД-10. Об их испытаниях на полигоне под Плесецком мы вам уже рассказывали в прошлогодних выпусках газеты «Панорама Мирного». Но они уже не отвечали требованиям времени.
Я спросил у «Тополя», где моя любимая — наш ответ Америке
В 1975 году на базе Московского института теплотехники начались исследования в области разработки новейшего стратегического оружия — ракетного комплекса, который позднее был назван РС-12М «Тополь» (на Западе он получил название SS-25 Sickle, в переводе — Серп). Интересным фактом является то, что комплекс «Тополь» — первый советский стратегический ракетный комплекс, название которого было рассекречено в советской прессе. А двумя годами позже, 19 июля 1977 года, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале создания в Советском Союзе нового мобильного ракетного комплекса РС-12М. Головным разработчиком был определен Московский институт теплотехники под руководством главного конструктора Александра Давидовича Надирадзе. После его смерти работа была продолжена под руководством Бориса Николаевича Лагутина.
Транспортно-пусковая установка ракетного комплекса «Тополь». Фото 1980-х годов
«Тополя» собирали всей страной. Колесные шасси изготавливали в Минске, подвижную пусковую установку — в Волгограде, ракету — в Воткинске, системы прицеливания — в Киеве, а ракетное топливо было разработано в Люберцах.
В ракетном комплексе «Тополь» использовалась трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ) на твердом смесевом топливе массой 45 тонн. Использование твердотопливных ракет дало определенные преимущества: значительно уменьшило время их подготовки к пуску по сравнению с жидкостными, для которых предусматривалась заправка жидким топливом на старте; упростило эксплуатацию ракетного топлива; исключило возможность пролива жидкого топлива во время заправки, отравления личного состава и загрязнения окружающей среды агрессивными компонентами этого топлива, и вследствие этого повысило их экологическую безопасность. Отпала необходимость иметь в позиционном районе ракетного комплекса хранилища компонентов жидкого топлива, большого количества агрегатов заправочного и нейтрализационного оборудования, которые имеются в позиционных районах жидкостных ракет. Кроме того, что немаловажно, твердотопливные ракеты были более экономичными в эксплуатации.
Ракета 15Ж58 ракетного комплекса «Тополь» в монтажно-испытательном корпусе
Корпуса двигателей всех трех ступеней «Тополя» были изготовлены из композиционных материалов. Тип старта ракеты — минометный. Старт ракеты производился из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере.
«Тополь» нес одну головную ядерную боеголовку массой около 1 тонны. В состав головной части ракеты входила двигательная установка и система управления, которая обеспечивала предельно малое отклонение от точки прицеливания при дальности стрельбы в 11000 км — не более 400 метров (на Западе точность оценивали в 150-200 метров). Также «Тополь» был оснащен комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Для обеспечения скрытности комплекса были разработаны камуфляж, ложные комплексы и средства маскировки.
В процессе эксплуатации РК «Тополь» ракета находилась в герметизированном транспортно-пусковом контейнере, размещенном на подвижной пусковой установке, которая была создана на основе 7-осного колесного тягача МАЗ-7912, а позднее — МАЗ-7917. Эта машина Минского автозавода была оснащена дизелем Ярославского моторного завода мощностью 710 л.с. Длина контейнера, в котором находилась ракета, составляла 22 метра, диаметр — 2 метра. Скорость движения пусковой установки достигала 40 км/ч. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь» имел хорошую подвижность и проходимость
Пусковая установка была оборудована бортовой навигационной системой, которая обеспечивала возможность автономно осуществить запуск с любой точки маршрута боевого патрулирования. Пуск также мог быть осуществлен из укрытия (специального сооружения с раздвижной крышей) в районе постоянной дислокации ракетного комплекса. Помимо подвижной пусковой установки в состав комплекса входили командный пункт и другие вспомогательные агрегаты, размещенные на 4-осных колесных шасси повышенной проходимости.
Для проведения пуска ракеты пусковая установка РК «Тополь» вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Затем контейнер с ракетой поднимался в вертикальное положение. После установки контейнера в вертикальное положение и отстрела его верхнего защитного колпака срабатывал вначале первый пороховой аккумулятор давления (ПАД) — для выдвижения подвижного днища транспортно-пускового контейнера, чтобы «упереться» в землю для большей устойчивости, и затем срабатывал второй ПАД, который выталкивал ракету на высоту нескольких метров, после чего производился запуск маршевого двигателя первой ступени ракеты.
За сутки подвижные пусковые установки комплекса «Тополь» вместе с передвижным командным пунктом и машинами обеспечения были способны пройти сотни километров по бездорожью и замаскироваться в ожидании команды на пуск. При этом машины были автономны не только в возможности перемещаться в любом направлении, но и в получении приказа на пуск. А он мог прийти не только со спутника, но и по закрытым военным каналам связи. Все это делало РК «Тополь» сверхопасным оружием, гарантирующим агрессору, что его действия не останутся безнаказанными.
Как уже говорилось ранее, подвижная пусковая установка РК «Тополь» размещалась на базе тяжелого колесного шасси автомобиля МАЗ. Для подтверждения заданных характеристик опытного образца МАЗ-7912 необходимо было провести пробеговые испытания на 18 тысяч километров, которые начались на полигоне под Плесецком с апреля 1981 года. Как правило, для соблюдения режима испытания проводились ночью.
Из воспоминаний ветерана космодрома, начальника отдела войсковой части 12445 полковника Виктора Иосифовича Казак: «В ходе этих испытаний бывали и анекдотичные случаи. Осенью 1981 года во втором часу ночи подъезжаем в очередной раз к месту разворота (второй километр дороги от КПП «Биржа»), а из-за поворота навстречу нам выезжает грузовик и слепит нас фарами. Разворачиваем УАЗик поперек дороги, чтобы нельзя было объехать, и бежим с руководителем работ майором Б.Ф.Климушиным навстречу грузовику. В это время агрегат подъезжает к УАЗику, останавливается, включает все фары, ослепляет грузовик, его догоняет второй агрегат и добавляет света и грохота ходового дизеля в 500 л.с. Подбегаем к грузовику, Б.Ф.Климушин достал уже пистолет… В кабине ЗИЛ-164 два человека и какая-то возня, стекла чем-то замазаны, слышен визг и крики. Мы пытаемся открыть дверь кабины со стороны старшего, но ее держали изнутри. Наконец, нам удается приоткрыть дверь, и перед нами открывается «ужасная» картина: два ослепленных фарами агрегатов человека пытаются поймать поросенка, который от страха визжит громче грохота агрегатов, «летает» по всей кабине и гадит непрерывной струей. Создается впечатление, что из-за этой струи он и осуществляет реактивное движение внутри кабины. От запаха, пахнувшего на нас, мы инстинктивно захлопнули дверцу кабины. Напряжение сразу спало — это не диверсия. После поимки поросенка и водворения его в мешок, где он до этого и находился, старший машины вышел — это оказался прапорщик. После короткого дознания выяснили следующее: прапорщик служил в тыловом подразделении «ПВОшников», решил подзаработать — продать «лишнего» поросенка в деревне Тарасово, а чтобы ночью не «светиться» на КПП «Биржа», решили проехать в объезд по просеке, что и сделали. Мы, конечно, должны были задержать нарушителей и сдать их в службу режима полигона, но, учитывая, что по данному факту прапорщиком должны были заинтересоваться совсем другие службы, а внешнее обличье его и его водителя (солдата срочной службы) просто не позволяло без мытья в бане и смены одежды находиться рядом с людьми, вернули их в часть тем же путем — по просеке».
Как взрослел «Тополь»
К 1982 году новое оружие было готово к испытаниям. Первое испытание ракеты РТ-2ПМ комплекса «Тополь» состоялось на полигоне «Капусктин Яр» 27 октября 1982 года и закончилось неудачей. Затем испытания «Тополя» продолжились на 53 НИИП (космодром «Плесецк»). Для их проведения 16 августа 1983 года было создано 6-е Научно-испытательное управление (подвижных ракетных комплексов) под руководством полковника Жолудева Михаила Даниловича. В состав управления входила войсковая часть 30107 и контрольно-испытательная база (войсковая часть 35547) под руководством подполковника Переходченко Валерия Ивановича, предназначенная для получения техники с заводов-изготовителей и передачи ее полкам РВСН, прошедшим переподготовку и обучение в Учебном центре полигона.
Стыковка спутника к ракете-носителю «Старт-1» в монтажно-испытательном корпусе полигона «Плесецк»
Первый пуск ракеты РТ-2ПМ был проведен на полигоне под Плесецком 8 февраля 1983 года боевым расчетом 6-го НИУ и был успешным. Надо отметить, что этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П, а остальные с самоходной пусковой установки комплекса «Тополь». Всего на этапе совместных летных испытаний с февраля 1983 года по декабрь 1987 года было проведено 16 пусков ракет.
Отработавшая первая ступень МБР «Тополь» после пуска с полигона «Плесецк»
Отработка элементов ракетного комплекса шла поэтапно, причем наибольшие сложности были связаны с системой боевого управления. В 1984 году началось строительство стационарных сооружений и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов «Тополь». После успешного окончания первой серии испытаний, завершенной к середине 1985 года на полигоне под Плесецком, было принято решение о начале серийного производства РК «Тополь». Комплекс поступил на вооружение и в районе города Йошкар-Ола был поставлен на боевое дежурство первый полк, оснащенный «Тополем». В дальнейшем на боевое дежурство заступило еще восемь ракетных полков, вооруженных РК «Тополь».
Из воспоминаний подполковника Александра Павловича Анпилова и майора Владимира Владимировича Лешкевича, в те годы офицеров контрольно-измерительной базы: «1985 год стал самым трудным для всех нас. Работы было много, учились на месте, что называется «у станка», но с каждым последующим полком накапливался опыт… С весны 1985 года на каждый полк уходило по два месяца упорной работы. Было и такое, что личный состав КИБа готовил одновременно 2-3 полка. В такие периоды работали круглосуточно. Часть становилась домом родным в полном смысле этого слова. Трудились весь день, за которым следовала ночная смена. В лучшем случае на завтра — отдых, но чаще всего пару часов сна — и вновь на работу… Особенно доставалось тем, кто работал на пусковых установках и командных пунктах. Ведь невозможно было рассчитать, когда по железной дороге прибудет техника с заводов. Разгрузка шла не только на площадке «Ледяное», но и на станции «Глухарь» (почти за 30 км от основной базы). В целях сохранения режима секретности чаще всего работали ночью с учетом «окон» между пролетами спутников-шпионов. Личный состав расчетов перегрузки имел не более 30-40 ночей отдыха за весь год… Если говорить о солдатах, то на момент формирования части к нам со всего полигона собрали по принципу «на тебе Боже, что нам негоже». Всех, кто чем-либо «отличился». В итоге контингент получился «отборный» и многонациональный. Главное, что ни о какой дедовщине или неуставщине и речи быть не могло. Когда люди, отработав не одни сутки плечом к плечу, возвращались в казарму, им было уже не до разборок и взаимных претензий. Но главное, что на техническую позицию все равно шли с удовольствием. Служил у нас водителем-крановщиков ефрейтор О.В.Черныш. Так вот, он практически постоянно находился на технической позиции: если не шли работы по разгрузке, то обслуживал кран. Доходило до того, что этот солдат вываливался из кабины крана и засыпал, где придется. Мы даже пытались представить его к правительственной награде, но тогда это было трудно, и наша инициатива не нашла поддержки в верхних кругах… За один год девять ракетных полков были вооружены новой техникой и отправлены в места постоянной дислокации для постановки на боевое дежурство. После 1985 года жизнь КИБа была уже более спокойной. Каждый год вооружались до пяти ракетных полков РК «Тополь».
При этом отработка РК «Тополь» на полигоне под Плесецком продолжалась. 28 апреля 1987 года на боевое дежурство был поставлен ракетный полк в городе Нижний Тагил с усовершенствованной автономной пусковой установкой на базе семиосного шасси МАЗ-7917. А первый полк с усовершенствованным подвижным командным пунктом с автоматизированной системой боевого управления нового поколения был поставлен на боевое дежурство в городе Иркутск 27 мая 1988 года.
Испытательные пуски ракет, как уже говорилось ранее, завершились 23 декабря 1987 году, однако полностью испытания мобильного грунтового комплекса «Тополь», а не только ракеты, закончились лишь в декабре 1988 года. С ноября 1984 года по сентябрь 1994 года с полигона под Плесецком было проведено 32 контрольно-серийных, и с апреля 1988 года по ноябрь 2005 года 33 учебно-боевых пуска ракеты РС-12М.
Гарантийный срок эксплуатации «тополиной» ракеты в составе комплекса при разработке был определен в 10 лет. Но 16 сентября 1998 года с 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ в рамках работ по продлению гарантийных сроков эксплуатации был произведен успешный пуск МБР «Тополь», находящейся на боевом дежурстве более 10 лет, а в ноябре 2005 года — успешный пуск МБР «Тополь», находящейся на боевом дежурстве более 20 лет.
«Курьер», «Старт» и другие…
Особой страницей в истории полигона стали испытания комплекса командных ракет, созданной на базе РК «Тополь». Испытания проводились боевым расчетом 6-го Научно-испытательного управления полигона. В августе 1990 года с грунтовой стартовой позиции площадки 169 боевым расчетом части был проведен первый пуск командной ракеты. Всего было проведено четыре успешных испытательных пуска, по результатам которых ПГРК с командной ракетой был поставлен на дежурство.
Одновременно на полигоне проводились испытания РК «Курьер» с малогабаритной МБР, размещенной на пятиосной автомобильной пусковой установке. Это был советский аналог американской МБР «Midgetman». В период с 1989 по 1991 год состоялось четыре пуска с грунтов различной плотности. Ракета была подготовлена к широкомасштабным летным испытаниям. Этот комплекс мог бы на долгие годы закрепить неоспоримый приоритет нашей страны в стратегических вооружениях. Но по воле политиков 6 октября 1991 года в обмен на прекращение испытаний в США подобного ракетного комплекса «Midgetman», много уступавшего по всем параметрам нашему ПГРК «Курьер», его испытания были прекращены.
В 1992 году полигон приступил к подготовке экспериментально-испытательной базы для отработки задач утилизации ракет и агрегатов РК «Тополь», стоящих на боевом дежурстве, методом переоборудования их в ракетно-космический комплекс «Старт». Этот комплекс позволял осуществлять запуски космических аппаратов при минимальных затратах на оборудование стартовых позиций.
25 марта 1993 года был осуществлен первый демонстрационный пуск конверсионной ракеты космического назначения «Старт-1» с космическим аппаратов с площадки «Токовище», в результате которого на околоземную орбиту успешно выведен макет искусственного спутника Земли.
Затем, 28 марта 1995 года, состоялся запуск 5-ти ступенчатой ракеты «Старт», однако, ввиду несанкционированного срабатывания системы аварийной ликвидации, полет ракеты был прекращен.
Два проведенных пуска показали возможность вывода космических аппаратов массой от 300 до 700 кг на круговую орбиту высотой до 700 км при помощи конверсионных ракет, снятых с боевого дежурства, при их незначительном переоборудовании. После этого пуски были перенесены на космодром «Свободный» в Амурской области, где в период с 1997 по 2001 год было проведено четыре успешных пуска, в которых совместно с инженерами-испытателями космодрома «Свободный» принимали участие инженеры-испытатели нашего космодрома.
«Путем пусков «Старта» происходит утилизация стратегических комплексов, снимаемых с боевого дежурства. «Тополя» будут умирать в полете, выводя космические спутники… Так ракетная промышленность и ракетчики демонстрируют «конверсию в действии», — писала «Народная газета» 30 марта 1995 года.
Несколько поколений офицеров-ракетчиков прошло службу в войсковых частях, эксплуатирующих РК «Тополь». Но техника не вечна, она, как и все, стареет. На смену «Тополю» пришли новые, еще более совершенные ракетные комплексы. Но это уже совсем другая история…
Пуск ракеты РК «Тополь» с полигона «Плесецк»
В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:
1. «Северный космодром России». Космодром «Плесецк». 2007 год.
2. «Полигон особой важности». Москва. Согласие. 1997 год.
3. Информация открытых интернет-источников.
Жесткое противостояние Советского Союза и США в годы холодной войны, обострение
отношений между ними в этот период не исключали возможности развязывания ядерной войны. Обе сверхдержавы в ходе гонки вооружений создавали все новые и новые образцы оружия массового поражения. В США завершались работы по созданию и развертыванию новой межконтинентальной баллистической ракеты «МХ», а уже стоящие на вооружении ракеты «Минитмен-3» оснащались более мощными ядерными боеголовками с повышенной точностью поражения. Ускоренными темпами шла разработка новой ракеты морского базирования «Трайдент-2» и подготовка к ее размещению на новых американских подводных лодках.
Наш ответ Америке
Испытания РК «Тополь» на 53 НИИП
в 1980-1990-х годах