ИСТОРИЯ

20 августа 00:52

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Строительство Северной железной дороги в конце XIX века, связавшей Москву и Архангельск, оказало огромное влияние на развитие всего Русского Севера, на жизнь миллионов людей и стало славной страницей отечественной истории. Сейчас без Северной железной дороги невозможно даже представить наше повседневное бытие, она стала неотъемлемой частью нас самих. Именно благодаря этой магистрали возник поселок Плесецк. Именно на станцию Плесецкая в марте 1957 года прибыл первый эшелон со строителями космодрома «Плесецк». Но вернемся на 150 лет назад.

инТервенция и гражданская война

Трудные времена наступили для наших земляков в годы Гражданской войны. Англия намеревалась установить полный контроль в городе Архангельске. Соединенные Штаты Америки и раньше предпринимали энергичные шаги к тому, чтобы вмешаться в экономическую жизнь России. Неразбериха революционного времени облегчила эту задачу.

В марте 1918 года в Мурманске с английского крейсера «Глори» высадился первый десант, за ним прибыли новые отряды интервентов на американских и французских боевых кораблях.

ПАМЯТИ МАСТЕРА АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ АГЕЕВ (1946-2011)

Около полувека жил в нашем городе простой человек. Он не занимал высоких должностей и не имел высоких званий, но он оставил свой неповторимый след в истории Мирного. Это он по крохам, по рассказам живших здесь до строительства космодрома людей,  писал тихую историю нашего края. Он сохранил для нас их воспоминания, поведал нам об исчезнувших после строительства космодрома поселках и деревнях, о традициях и простой  жизни людей, проживавших в них. Благодаря ему  мы вспомнили, а новые поколения горожан узнали, что Мирный вырос не в глухой тайге, что у него тоже есть своя история. Этот человек оставил память о себе возрождением в макетах уходящей, а часто уже утерянной старины. Это памятники деревянного зодчества Русского Севера: храмы, часовни, мельницы, подворья. Если расставить их на зеленой полянке — получатся свои Малые Корелы.

1957. ПЕРВОПРОХОДЦЫ

СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА «АНГАРА»

Выбор места

В середине 1950-х годов руководство Советского Союза было обеспокоено нарастающей военной мощью США, которые к тому времени имели возможность поражать стратегические цели на территории СССР. Имеющиеся же у нас средства доставки ядерного оружия не позволяли нанести в случае войны ответный удар по территории США. Стране необходимы были новые ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами.

Полигон во время Карибского кризиса. Первый пуск

8 мая 1962 года командиром 3-го учебного артиллерийского полигона (3 УАП) был назначен Герой Советского Союза генерал-майор Степан Федотович Штанько, занимавший ранее должность заместителя командира 3 УАП (объект «Ангара»). Первый командир соединения генерал-майор М.Г.Григорьев был назначен первым заместителем командующего Винницкой ракетной армией и убыл к новому месту службы. Степан Федотович Штанько руководил полигоном недолго, всего полтора года. Но этот период был насыщен событиями, главными из которых были Карибский кризис и первый учебно-боевой пуск межконтинентальной баллистической ракеты из Плесецка.

1963-1964 годы. От 3 УАП до 53-го НИИП

60-е годы XX века прошли под знаком невиданной гонки вооружений двух мировых сверхдержав — США и СССР. И Советский Союз в этом процессе часто был догоняющей стороной. В конце 1950-х — начале 1960-х годов исторические достижения Советского Союзе в деле освоения космоса были неоспоримы: первый искусственный спутник Земли — запущен 4 октября 1957 года, первое живое существо в космосе — собака Лайка, первый полет человека в космос — полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, первый многоместный космический корабль, первый полет женщины в космос — 16 июня 1963 года Валентина Терешкова на космическом корабле «Восток-6» совершила полет в космос, а также первый выход человека в открытый космос — был совершен Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2»). Советский Союз закрепил за собой статус первой космической сверхдержавы. Но это был мирный космос.

КОСМОДРОМ «ПЛЕСЕЦК».

ГОРОД МИРНЫЙ.

ОТ БЫЛЫХ ВРЕМЕН

ДО НАШИХ ДНЕЙ.

1957-2017

Александр Агеев:

ПРОШЛОЕ ЗЕМЛИ КОСМОДРОМА. ДАЛЕКОЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию уникальный исторический материал по истории города Мирного и космодрома «Плесецк», собранный народным мастером, Почетным гражданином города Мирный  Александром Ивановичем Агеевым. К сожалению, книга. в которой эти материалы были опубликованы, вышла уже после смерти Александра Ивановича. Публикация этих материалов — дань памяти тому огромному труду, который был предпринят Мастером Александром Агеевым и начало нового проекта редакции «Намедни. Мирный 1957-2017» — цикла публикаций в газете «Панорама Мирного» по истории Мирного и космодрома «Плесецк» в преддверии 60-летнего юбилея города и космодрома.

ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ АРХАНГЕЛЬСК — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В истории строительства этого объекта можно выделить два основных этапа. Первый этап: с 1720 по 1765 год, когда тракт от Онежского озера тянулся через Каргополь, далее к Вельску с последующим выходом на московскую дорогу. Второй этап: с 1765 года, когда от Каргополя тракт шел в сторону села Конева и далее продвигался на Федово, Дениславье, Плесцы, Кочмас, Тарасовское, Александрово, Средь-Мехреньгу, Сельцо.

ПОСЕЛКИ КОДЫШ МОСТ,

КОДЫШ, КРАСНАЯ ЛЯГА И КОЧМАС

В данной публикации, основываясь на воспоминаниях жителей ликвидированных в 1957 году деревень и поселков, я постараюсь коротко рассказать о населенных пунктах, тянувшихся вдоль Петровского тракта, на месте которых теперь расположены площадки космодрома Плесецк, и поселке Канифольный завод, что ранее был в северной части нынешнего города Мирного.

ПОСЕЛКИ ИЖОЖКА, ВЕТКОВСКИЙ, ПЕРЕКОП И БИРЖА

В 1924 году началось строительство узкоколейной железнодорожной ветки Плесецк — Кочмас. Это было время начала массовых лесозаготовок. Вдоль железной дороги возникали и исчезали, по мере вырубки леса, поселки лесозаготовителей. Только поселки на тринадцатом и семнадцатом километрах оставались до 1957 года. Самый большой поселок Ижожка располагался на тринадцатом километре. Здесь работал клуб, больница, магазин, школа-семилетка, детский дом, интернат. Дети из детского дома, отучившись семь лет, направлялись для дальнейшего обучения в техникумы и профучилища. В интернате жили дети из поселков лесорубов, а также школьники из деревень Кочмас и Красная Ляга. Только на выходные они уходили домой, а это совсем не близко: до Красной Ляги по железной дороге около пятнадцати километров.

ПОСЕЛКИ ОПЫТНОЕ, КУРГАН

И ОТДЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ ПУНКТ

19 августа 1928 года на берегу реки Емцы была открыта опытная станция Высшего совета народного хозяйства по рационализации и механизации лесозаготовок. Поселок получил название Опытное. Здесь проводилась проверка всех способов лесозаготовок, обустройства лесовозных дорог, сплошной и выборочной рубки леса, испытывались трактора. Станция имела большое значение, ведь до этого основным инструментом в лесу был топор. Даже лучковая пила стала использоваться для валки леса лишь в середине 1930-х годов. Всю тяжелую работу выполняли только с помощью лошадей. В 1930 году во всем Плесецком районе на лесозаготовительных участках имелось 14 тракторов и 4 автомашины. Своих рабочих на лесозаготовках не хватало, основная их часть нанималась по вербовке, также сюда направлялись спецпереселенцы или, как говорили в то время, раскулаченные, повсеместно применялся труд заключенных.

Деревня Кодлозеро и ее последние обитатели

Анатолий Павлович Макаридин — последний житель Кодлозера в Мирном — знает историю своей деревни и своего рода до седьмого (!) колена. С этим человеком очень хотел встретиться народный мастер, краевед Александр Иванович Агеев (1946 -2011). Его мечтой было собрать материал о Кодлозере. Зная об этой мечте народного мастера, я взяла на себя смелость и записала рассказ Анатолия Павловича

Деревня Плесцы (почтовая станция Плесецкая на Петровском тракте)

Несколько веков там, где сейчас находится въезд в Мирный и начинается улица Циргвава, располагалась деревня Плесцы (Плесецкая). Вокруг деревни были леса и поля, а в Плесцах кипела богатая событиями жизнь

КАНИФОЛЬНЫЙ ЗАВОД

Без сомнения, большой интерес для нас представляют сведения о канифольном заводе, который располагался непосредственно на нынешней территории города, в северной ее части. О нем много знает мой старый приятель Валентин Петрович Кекишев, который с 1947 года жил на 922-м километре, он даже нарисовал схему поселка канифольного завода. Его рассказ дополнила Алла Леонидовна Кекишева, эвакуированная в 1942 году из Мурманска с мамой и бабушкой. Они вместе с еще двумя семьями были направлены на производство. Помогла восстановить историю предприятия и Клавдия Николаевна Кухтина, одна из первых жительниц поселка Канифольный завод.

БАРХОТНОЕ. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Я думал: писать или нет о Бархотном? В этом поселке жили в основном лесозаготовители, приехавшие из других областей, коренных жителей было мало, но в памяти сохранились незабываемые впечатления о встречах с удивительным человеком — последней жительницей поселка Анной Ивановной Хомутовой.

СЕЛО ТАРАСОВО. ЧАСТЬ I. ОТ ДАВНИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Тарасово и Церковное – единственные, оставшиеся после расселения позиционного района космодрома «Плесецк», населенные пункты. В конце 1950-х годах жители многих деревень и поселков были выселены с территории строящегося космодрома. Память о них сохранил для нас Почетный житель города Мирного, народный мастер Александр Иванович Агеев. А эти села сохранились до наших дней. К сожалению, сегодня Тарасово и Церковное, как и многие деревни и села Русского Севера, находятся на грани исчезновения. Но они имеют богатую событиями историю, в них живут и работают люди, гордо именующие себя мехряками. В ближайших выпусках мы расскажем вам о них.

Село Тарасово. Часть II.

Гражданская война и иностранная интервенция

На географической карте времен императора Павла I  Тарасовская и Церковническая волости входили в состав Шенкурского уезда. Да и в более древние времена они тяготели к ваганам (от ред. ваганы — жители Шенкурского и Вельского уездов, входивших в состав Важской области). От Шенкурска на Мехреньгу шла конная дорога, которая выходила в Сельцо и далее тянулась вдоль реки Ваймуга на Большие озерки и к Белому морю. От Подволочья в более поздние времена был проложен другой, укороченный, путь, ведущий через Кодыш тоже в сторону Белого моря.  Для чего нужна была ваганам эта дорога?  Догадаться не так уж и трудно, ведь у Белого моря находились соляные прииски.

ПЛЕСЕЦКИЙ РАЙОН. ПОДВИГ ТЫЛА. ЧАСТЬ I

22 июня 1941 года… Воскресный выпуск районной газеты «Плесецкий лесоруб» открывала передовая статья о летнем отдыхе детей. А далее – информация о мирном труде северян: давал стране лес передовой тогда Глубоковский лесопункт, соревновались сплавщики Кямы и Илексы…

А днем… Днем радио принесло черную весть: началась война…

ПЛЕСЕЦКИЙ РАЙОН. ПОДВИГ ТЫЛА. ЧАСТЬ II

Северная железная дорога с первых дней войны стала основной артерией, питающей войска Ленинградского и Карельского фронтов вооружением, боеприпасами и горючим. В конце 1941-го и в 1942 году она обслуживала около трети советско-германского фронта, обеспечивала перевозки до блокадного Ленинград (у которого оставался выход на Ладожское озеро), а также вывоз из Архангельского и Мурманского портов грузов, поступавших от союзников — Англии и США — по ленд-лизу. А на Север из районов боевых действий по железной дороге шли эшелоны с ранеными бойцами Красной Армии и эвакуированными с оккупированных фашистами территорий. Значение Северной железной дороги хорошо понимало военное командование гитлеровской Германии и всеми силами пыталось сорвать перевозки по ней.

СЕЛО ЦЕРКОВНОЕ

В 12 километрах от села Тарасово на берегах реки Шорда расположилось несколько десятков небольших деревень, объединенных общим названием село Церковное. Среди них деревни Королиха, Степаниха, Озаргина, Горка, Конецгорье, Преснечиха, Скрипово, Средь-погост, Юра-гора, Курка-гора, Вересник, Бархатиха, Крекова, Блиниха, Фудякова, Угол, Матнема, Чубарова, Перхина, Верхний Конец и Подгорня. Деревни Низ, Великий Двор, Бородина и Лейнема имеют общее название Майнема и также входят в состав села Церковное. Откуда же появилось название Церковное? Обратимся к истории.

Поселок Плесецк Часть I

Поселок Плесецк. Сотнями невидимых нитей он связан с космодромом  «Плесецк» и его городом-спутником — Мирным. Именно сюда, на станцию Плесецкая, в марте 1957 года прибыл железнодорожный эшелон с первыми строителями объекта «Ангара». Именно на станцию Плесецкая приезжают поездами со всех уголков нашей страны офицеры, которым предстоит служить на космодроме. Именно отсюда, через годы, а то и десятилетия,  со слезами на глазах они уезжают на «большую землю», говоря городу и космодрому: «Прощай». Плесецк – своего рода ворота на  космодром и в Мирный. Но это сейчас. А раньше. Вернемся на 120 лет назад

Поселок Плесецк Часть II

Окончилась Гражданская война. Ее последствия для железной дороги были ужасными. Почти все станции были сожжены, путевое хозяйство разрушено. Вот как об этом писала газета «Волна»: «Станция Плесецкая была грудой развалин, вокзал сгорел, водокачка взорвана. Стрелки, многие звенья станционных путей увезены или разрушены артиллерией». В 1920 году вдоль железной дороги было введено особое положение: местное население было мобилизовано на расчистку путей и заготовку дров для паровозов. Всех железнодорожников, где бы они ни работали, вернули на железную дорогу, увеличив им хлебный паек. Одновременно специальный санитарный отряд произвел очистку мест боевых действий в районе станции от разлагавшихся трупов людей и животных. Были организованы субботники и недели ремонта, в ходе которых укладывались дрова для заправки паровозов, заменялись шпалы на станционных путях. В ходе недели ремонта в октябре 1920 года комсомольцы и молодежь станции Плесецкая даже оборудовали клуб, позже получивший название «Путь к свету». А в 1921 году было полностью восстановлено здание вокзала.

Поселок Плесецк. Эпилог Забвение памяти

В 1950-1970-х годах прошлого века в Плесецке были установлены памятники и мемориальные доски, отражающие героическую историю земли Плесецкой и подвиги наших земляков в годы Гражданской войны и иностранной интервенции и Великой Отечественной войны. Все ли они «дожили» до наших дней. К сожалению, нет. В годы «перестройки» и в «лихие 90-е – в эпоху крушения идеалов и моральных устоев — некоторые из них были снесены или уничтожены вандалами. Есть ли этому оправдание? Конечно же, нет. Вот лишь несколько примеров.

Рассекречивание Плесецка

Как мир узнал о существовании космодромА «Плесецк»

За завесой секретности

Долгие годы космодром «Плесецк» и город Мирный были скрыты густой завесой секретности. О месте службы и жительства нельзя было рассказывать никому, даже иногородним родственникам, а на почтовых конвертах писали «Москва-400» или «Ленинград-200».

Великий ракетчик

15 июля 1957 года был подписан этот документ. Это приказ №1 о вступлении в должность командира войсковой части 13991 гвардии полковника Михаила Григорьевича Григорьева. Именно с этого момента начинается отсчет истории космодрома «Плесецк» и города Мирный. Генерал-полковник Михаил Григорьев — личность легендарная. Именно он справедливо считается создателем космодрома «Плесецк». Он – Почетный гражданин города Мирный. Это ему на центральной площади Мирного установлен памятник. А каким он был – великий ракетчик Михаил Григорьевич Григорьев?

1958-1959 годы. Строительство объекта «Ангара» и начало города Мирный

Весной 1958 года работы по строительству стартовых комплексов в Плесецке развернулись широким фронтом. В это время на строительстве объекта «Ангара» было занято более 11000 человек. На стройку прибыли части военных строителей под командованием полковников Н.В. Колбасина, А.В. Фридленда, В.Г.Журина, Н.С. Майдана, А.Ф. Циргвава, подполковника В.Г.Варфаламеева. Ни по структуре, ни по комплектованию, ни по возможностям эти строительные части, которые раньше занимались сооружением аэродромов, не отвечали характеру работ по возведению ракетных комплексов. Поэтому в начале 1958 года они были расформированы, а вместо них создали бригады, управления начальника работ (УНР) и военно-строительные отряды (ВСО). В январе 1958 года вместо полковника Н.И.Былеева, убывшего к новому месту службы, начальником 57-го УИР был назначен инженер-полковник Н.С.Степанченко. Кроме того, в строительных частях проводилась серьезная работа по переподготовке офицерского состава, ИТР и обучению солдат. Строительство объемных сооружений из монолитного железобетона с применением крупноблочных стальных и арматурных каркасов было для многих, даже опытных инженеров, делом новым, поэтому дополнительные занятия по монтажу конструкций были очень кстати.

1958-1963. От формирования первых частей

до заступления на боевое дежурство

В конце 1950-х — начале 1960-х годов на объекте «Ангара» развернулось масштабное строительство. Одновременно со строительством стартовых комплексов началось возведение монтажно-испытательных корпусов, электроподстанций, установок по производству жидкого кислорода, емкостей для хранения компонентов топлива, систем связи, теплоснабжения, водопровода, пожаротушения и канализации, сооружений охраны и обороны объектов. Параллельно шло формирование боевых частей соединения межконтинентальных баллистических ракет.

1957-1962. КОСМОДРОМ «ПЛЕСЕЦК» — ПАМЯТНИК ВОЕННЫМ СТРОИТЕЛЯМ. ЭПОХА М.Г.ГРИГОРЬЕВА

С 1957 по 1963 год в районе Плесецка в кратчайшие сроки были построены, введены в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство четыре стартовых комплекса межконтинентальных баллистических ракет Р-7А, три пусковых установки для ракет Р-9А и семь пусковых установок для ракет Р-16.

От первого колышка до поселка Мирный. 1957-1964 годы

Осенним утром 1957 года тишину тайги на восточном берегу озера Плесцы нарушили звуки пил и топоров. Военные строители приступили к строительству военного городка для офицеров объекта «Ангара» и их семей. Место, где закладывался будущий город Мирный, было мало заселено. В то время здесь существовали два небольших населенных пункта. С одной стороны озера Плесцы, там, где сейчас располагается мемориал памяти военнослужащих, погибших при испытаниях ракетно-космической техники («Вечный огонь») и проходит улица Циргвава, находилась деревня Плесцы (почтовая станция на старом Петровском тракте из Архангельска в Санкт-Петербург, известная еще с XVIII века). А с противоположной стороны озера Плесцы, на месте, где сейчас располагается санаторий «Лесная поляна», гостиница «нулевка» и аквапарк «Спутник», стоял поселок Канифольный, названный так из-за находившегося там канифольного завода. Основной жилой массив располагался на территории, где сейчас находится парк (квартал вдоль озера от улицы Мира до улицы Советская).

ГАЛАКТИОН ЕЛИСЕЕВИЧ АЛПАИДЗЕ (1916-2006)

Если сегодня спросить жителей города Мирный о том, что они могут рассказать о генерал-лейтенанте Галактионе Елисеевиче Алпаидзе, то что они вспомнят в первую очередь? Одни скажут, что на доме N25 по улице Ленина есть мемориальная доска, из которой можно узнать, что в этом доме жил Г.Е. Алпаидзе. А в дни торжеств к ней командование космодрома и руководители города возлагают цветы. Другие вспомнят, что он дольше всех командовал полигоном — целых 12 лет. Кто-то расскажет, что Галактион Елисеевич был страстным любителем шахмат, тенниса, охоты и купания в ледяной воде. А некоторым придет на ум байка об одном командированном в Мирный представителе промышленности. В ответ на вопрос «Где бы выпить и хорошо отдохнуть?» (в Мирном в то время проповедовали «сухой закон»), какой-то шутник посоветовал ему зайти в квартиру по улице Ленина. Мол, там один грузин чачу продает. Бедолагу впустили в дом, накормили, но через несколько часов выдворили из города.