От старта к старту

28 марта 05:42

Владимир Леонтьевич Иванов родился в 1936 году в городе Каменка-Днепровская Запорожской области Украинской ССР. Детство его не назовешь безоблачным. Оно выпало на голодные тридцатые годы. Потом была война. Отец ушел на фронт. Спасаясь от немцев, мать и пятилетний Володя попали в Казахстан. Выжили чудом. Радость долгожданной победы была омрачена — отец пропал без вести. В памяти сына он навсегда остался веселым, сильным, любящим, внешне необыкновенно красивым человеком. Надеяться пришлось только на себя.

Учеба в школе давалась легко, и аттестат пестрел одними пятерками. Выбор профессии был нелегким. Мать Любовь Николаевна мечтала видеть сына врачом. Но пример родного дяди Арсения  — морского офицера, единственного из пяти братьев вернувшегося с войны, решил судьбу Владимира. Он поступил в Каспийское высшее военно-морское училище им.С.М.Кирова, блестяще сдав вступительные экзамены. Впереди была увлекательная учеба и стажировка на холодном Баренцевом море в качестве командира торпедного катера. Но юношеской мечте «бороздить просторы океана» сбыться было не суждено. Оказались пророческими слова одного из преподавателей училища, сказанные им после запуска в 1957 году Первого искусственного спутника Земли. Он был уверен, что некоторые курсанты, возможно, станут «командирами космоса». Таким командиром и стал В.Л.Иванов.

Генерал-полковник Иванов Владимир Леонтьевич, начальник 53-го НИИП с 1979 по 1984 годы, Почетный гражданин города Мирного

У каждого человека бывают в жизни моменты, которые определяют всю дальнейшую судьбу. Таким моментом у Владимира Леонтьевича стало назначение в Ленинград-300. В 1958 году выпускник минно-торпедного факультета уже собирался служить на Северном флоте. А тут приказ: распределение выпускников задержать до особого распоряжения. Особым распоряжением оказалась переподготовка. И командир торпедного катера лейтенант Иванов, пройдя переподготовку в Ростовском высшем командно-инженерном училище, попадает на Байконур. Здесь, основательно изучив конструкцию ракеты Р-7, становится начальником боевого расчета наземных испытаний электрооборудования боковых блоков. Здесь уже были построены первые стартовые комплексы, на которых личный состав прошел обучение с проведением пуска ракеты силами своей воинской части. Присутствующие на старте С.П. Королев и Маршал артиллерии М.И. Неделин поблагодарили боевой расчет за слаженную работу и даже наградили премией.

Вскоре часть, в которой служил лейтенант Иванов, была передислоцирована к месту постоянной приписки в Архангельскую область. Это был секретный северный объект под Плесецком.

Полигон в тайге

В декабре 1959 года Владимир Леонтьевич прибыл на полигон в первое соединение межконтинентальных баллистических ракет, которым командовал  М.Г.Григорьев.

Впереди была напряженная офицерская служба в только что созданных Ракетных войсках стратегического назначения.

Из книги В.Иванова «Повседневная жизнь командующего Военно-космическими силами России»:

«Первоначально в часть прибыли служить практически одни лейтенанты со всех видов и родов войск. И танкисты, и артиллеристы, и пехота, и летчики, и моряки, и даже был один выпускник Тбилисского горно-вьючного артиллерийского училища. Тянулись обычные армейские будни, с успехами, радостями и невзгодами, со своими тяготами и лишениями, которые все мы переносили стойко и мужественно. Осваивали родную «семерку». На технике дневали и ночевали…

Но молодость брала свое, и мы обращали внимание и на девушек. Именно в эти годы на танцах я встретил свою «вторую половину» — Элеонору. Она окончила Львовский финансовый институт и по распределению поехала в Ленинград. Правда, приехала-то она в Ленинград-300, как тогда по легенде именовался Плесецк. Выйдя из поезда в белых босоножках, она долго соображала, как без потерь преодолеть станционную грязь.

Потом на работе ей выдали здоровенные резиновые сапоги и переодели в соответствующую спецовку. Но она всегда заметно выделялась в кругу своих сверстниц. К примеру, на танцы приходила в очень красивых, особенно по тем временам, вещах. Во время нашей первой встречи на ней была красная спортивная шапочка и такой же красный шарф. Смотрелась она очень эффектно, и, естественно, я сразу обратил на нее внимание. Начали встречаться, вместе проводить время. Постепенно симпатия переросла в любовь. Одна беда — жили мы далековато друг от друга. Она на 34-м километре, а я на 16-й площадке. Оттого виделись мы редко. Потом Элю перевели в город на работу главным бухгалтером на бетонный завод. Там им на четырех подруг дали комнатку в одном из брусчатых домиков. Когда я заходил к ним, девчонки дипломатично разбегались «по своим делам». И совсем они разбежались «по подругам» после нашей свадьбы. Так что на первое время наша молодая семья жильем была обеспечена. А потом я обратился с рапортом к командованию части, и нам выделили однокомнатную квартиру на улице Неделина. В ней и родился наш первенец — Леонид».

На полигоне под Плесецком В.Л. Иванов прошел путь от начальника расчета до начальника группы испытательной части, поэтому знал полигон как свои пять пальцев.

За Урал

Из года в год на полигоне испытывались все новые и новые образцы ракетно-космической техники, а это требовало от офицеров-ракетчиков все больше и больше знаний. Стремление к учебе Владимира Леонтьевича Иванова поддержали командиры, и в 1969 году он поступает в Академию им.Ф.Э.Дзержинского, где за отличные успехи в учебе удостаивается стипендии им.Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского.

По окончании академии командование решило оставить Иванова старшим преподавателем на кафедре. Но он стремился в войска и в итоге добился своего, получив назначение командиром ракетного полка под Пермью. Интересно, что за отличные успехи в боевой подготовке Владимиру Леонтьевичу при выпуске было досрочно присвоено воинское звание подполковник, а назначение он получил в часть, занимавшую последнее место в Ракетных войсках.

Здесь не в первый раз проявились сила воли и настойчивость Владимира Леонтьевича. В отсутствие половины своих заместителей и командиров боевых подразделений он сумел за два года вывести полк в число лидеров. Для этого пришлось провести серьезные кадровые перестановки, навести порядок с воинской дисциплиной и личным примером показывать, как нужно относиться к службе. Командир до ста дней в году проводил на боевом дежурстве на заглубленном командном пункте, заступая только на так называемые длинные смены — с пятницы по понедельник. Остальные дни недели он работал на объектах части практически без отдыха.

Служба в Ракетных войсках складывалась успешно. Иванов становится командиром дивизии, а затем заместителем командующего Оренбургской ракетной армией.

И снова Плесецк

К тому времени начальником полигона под Плесецком стал Ю.А.Яшин. Он в свое время командовал частью, из которой Владимир Леонтьевич уезжал на учебу в академию. Яшин и Иванов хорошо знали друг друга по прежней службе. Яшин позвонил Иванову и предложил ему должность первого заместителя начальника полигона. Так, в 1977 году судьба вновь привела Владимира Леонтьевича в знакомые для него места. Спустя два года он становится начальником полигона. Пять лет Владимир Леонтьевич руководил самым пускающим космодромом мира.

В конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия был пик в советских космических запусках. Вот несколько цифр второго плесецкого периода Иванова: испытано шесть боевых ракетных комплексов, девять космических систем, состоялось пятьсот сорок запусков ракет-носителей с космическими аппаратами, в том числе юбилейных — «Космос-1000» в 1978 году и «Космос-1500» в 1983 году.

Были успехи, была горечь потерь. 18 марта 1980 года — трагическая страница в истории космодрома. При подготовке к старту ракеты-носителя «Восток-2М» произошел взрыв. В катастрофе было полностью разрушено стартовое сооружение, авария унесла жизни 48 военнослужащих боевого расчета, десятки людей получили ранения. Эти события могли поставить жирную точку в военной карьере начальника полигона.

Из книги В.Иванова «Повседневная жизнь командующего Военно-космическими силами России»:

«Главная сложность в расследовании причин катастрофы заключалась в том, что неизвестно было, где произошел первый взрыв. Те, кто мог ответить на этот вопрос, погибли в огне. Комиссией было выдвинуто несколько версий. К сожалению, ей не удалось учесть всех обстоятельств дела. В итоге она вынесла ошибочный вердикт о виновности боевого расчета полигона.

Командование полигона на совещании

Я был категорически против виновности боевого расчета. Подтверждением этого могло стать доказательство другой, так называемой «перекисной» версии. Один из опытнейших специалистов, работавший в комиссии, сказал мне: «Найдите остатки фильтров перекиси водорода, тогда можно будет что-то доказать». Но, к сожалению, в развалинах старта не удалось обнаружить даже мельчайших фрагментов фильтра. Добиться пересмотра решения Государственной комиссии в то время оказалось невозможным.

На многих офицеров были наложены суровые взыскания, трое из них были уволены из рядов Вооруженных Сил. Мне, учитывая прежнее прохождение службы и малый срок пребывания в должности начальника полигона, объявили выговор от ЦК КПСС и Совмина.

Но беда не приходит одна. Нашелся «доброжелатель», который в святой праздник, День Победы, сообщил моей матушке «интересную» новость: «Володьку твоего судить будут. Он людей погубил много». Мать только вскрикнула, как раненая птица, и слегла. А через четыре дня ее не стало».

Владимир Леонтьевич до сих пор в душе корит себя и за эту утрату, и за то, что ему не удалось выяснить того, как в боях под Харьковом пропал без вести его отец. Иванову даже удалось найти его сослуживца, но неотложные обстоятельства в те дни не позволили ему незамедлительно выехать на встречу с ним. А когда сумел выбраться, того человека, к несчастью, уже не было в живых.

Только через долгих 15 лет благодаря усилиям многих людей, в том числе и Владимира Леонтьевича, удалось доказать невиновность боевого расчета и добиться его полной реабилитации.

Из воспоминаний Владимира Леонтьевича Иванова: «Через некоторое время после катастрофы генерал-полковник А.А.Максимов предлагал мне поехать на «Байконур» начальником.

— Не могу я сейчас уехать отсюда. Люди тут меня грудью защищали, а я их брошу, — объяснял ему.

— Да что ты упрямишься, — наседал он. — Сейчас Устинову позвоню, сразу будешь назначен начальником полигона и генерал-полковника получишь.

Но мне удалось убедить его этого не делать…».

«Россия была, есть и будет великой космической державой!»

В 1984 году Иванову предложили возглавить штаб Главного управления космических средств (ГУКОС) Министерства обороны СССР. Начался новый этап биографии — увлекательный, интересный, требовавший полного напряжения сил.

В 1987 году он окончил Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил им. К. Е. Ворошилова, а затем и Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил им. К. Е. Ворошилова экстерном в 1991 году.

В 1989 году Владимир Леонтьевич становится начальником ГУКОС.

Он стоял у истоков создания в 1992 году Военно-космических сил Российской Федерации, а сам стал первым командующим созданный войск. А время было непростое. Развал Советского Союза, зарождение рыночных отношений, приватизация, инфляция — все это негативно сказывалось на космической деятельности России. Объемы финансирования космических программ сократились в несколько раз и стали соизмеримы с космическими бюджетами Индии и Бразилии — стран, делающих начальные шаги в космической сфере. Готовых рецептов, как поступать и что предпринимать в таких условиях, не было. Все пришлось начинать с чистого листа. Но, тем не менее, была сохранена космическая мощь страны.

Многое было сделано для восстановления российской орбитальной группировки.

В ноябре 1994 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ о создании Первого Государственного испытательного космодрома России (космодрома «Плесецк»). На то время он стал единственным космодромом, работающим на территории России и решающим более 60 процентов задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.  В то же время космодром «Плесецк» в силу его расположения не мог обеспечить решение всех задач, стоящих перед ВКС. Потребовалось изыскать возможность осуществлять запуски спутников на геостационарные орбиты с помощью тяжелых ракет-носителей. Эта задача стала возможной, когда удалось выбрать подходящий в географическом отношении район вблизи города Свободный Амурской области. В марте 1996 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации здесь на базе сокращаемой ракетной дивизии был сформирован Второй Государственной испытательной космодром России (космодром «Свободный»).

Параллельно с созданием условий для обеспечения гарантированного запуска отечественных космических средств проводилась очень непростая работа по обеспечению их управления в ходе орбитального полета. Ведь более трети инфраструктуры командно-измерительного комплекса оказалось вне территории России — на Украине, в Казахстане и Узбекистане. И хотя эти государства не владели собственными орбитальными средствами, их стремление распоряжаться доставшейся после распада СССР наземной космической инфраструктурой становилось патологическим. Поэтому, когда переговоры с высшим военным руководством названных государств зашли в тупик, командующему ВКС В.Л.Иванову пришлось принять непростое решение — создавать недостающие средства на своей территории. Эта задача была решена в кратчайшие сроки.

В «лихие» 90-е годы хроническое безденежье и бытовая неустроенность крайне тяжело сказывались на настроениях в офицерских семьях. Чтобы хоть как-то компенсировать житейские проблемы в сжатые сроки были созданы Центральный военный госпиталь, военный санаторий на Черноморском побережье Кавказа и дом отдыха в Подмосковье, в которых можно было поправить здоровье. С целью обеспечения военнослужащих и членов их семей необходимыми продуктами питания при каждом крупном соединении были сформированы военные совхозы. Для детей военнослужащих ВКС был открыт Кадетский корпус имени Петра Великого.

Лишь с созданием ВКС стало возможным отдать дань уважения многолетнему труду тех, кто оставался за строкой официальных сообщений ТАСС: «В Советском Союзе осуществлен запуск…». Объективность и открытость стали кредо Военно-космических сил. И это связано с именем первого командующего ВКС Владимира Леонтьевича Иванова.

Именно тогда девизом Владимира Леонтьевича стали слова, превратившиеся теперь в девиз всех Космических войск: «Россия была, есть и будет великой космической державой!».

Являясь заместителем председателя государственных комиссий, он принимал непосредственное участи в отработке боевых ракетных комплексов железнодорожного и мобильного базирования (БЖРК и «Тополь»), а также комплекса космического аппарата системы предупреждения о ракетном нападении. Возглавлял работу по летным испытаниям систем «Глонасс» (навигация), «Стрела-3» (спецсвязь) и «Эридан» (картография), по обеспечению полетов и эксплуатации комплекса «Мир». Был председателем Межгосударственной комиссии по запускам космических аппаратов по программам международного сотрудничества с использованием ракеты-носителя «Протон».

Земные орбиты командующего

Но жизнь командующего ВКС В.Л.Иванова состояла не только из череды трудовых будней и праздничных дат. Были в ней и события, которые оставили горечь и неприятный садок. В середине 1997 года как гром среди ясного неба родилось решение о ликвидации Военно-космических сил и передаче космических соединений, частей и учреждений в РВСН. А чуть раньше, в октябре 1996 года, в качестве первого этапа подготовки этого решения была осуществлена молниеносная операция по увольнению Владимира Леонтьевича в запас, причем в самый канун профессионального праздника — Дня ВКС, который в соответствии с Указом Президента России именно в тот год впервые широко отмечался в стране.

Как признавался Иванов, в его жизни наступил не самый радостный момент. Как-то разом замолчали все телефоны, разрывавшиеся до этого целыми сутками, не стало многочисленных рабочих встреч, никто больше не ждал от него оперативных решений. Он вдруг почувствовал себя ненужным людям, а жизнь законченной…

В те дни он встретился с генеральным директором ГКНПЦ имени М.В. Хруничева А.И. Киселевым и поделился своими сомнениями. На что последовало незамедлительное предложение стать его заместителем.

— И что же я буду делать?

— Что делал всю жизнь. Учить ракеты летать.

С 1996 года после завершения службы в Вооруженный Силах Российской Федерации Лауреат Премии Правительства Российской Федерации, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и академии военных наук, Заслуженный испытатель ракетно-космической техники, доктор военных наук, профессор Владимир Леонтьевич Иванов, продолжая жить в интенсивном ритме, работает заместителем генерального директора Государственного космического центра имени М.В.Хруничева, руководит работами по созданию и отработке ракетно-космического комплекса «Рокот», принимает активное участие в работах по созданию космических комплексов «Протон-М», «Ангара», комплекса разгонного блока «Бриз-М», а также комплексов малых космических аппаратов связи и дистанционного зондирования Земли.

 

Начальник полигона генерал-лейтенант В.Л.Иванов на открытии парка Победы в городе Мирный

Сегодня генерал-полковник в отставке Владимир Леонтьевич Иванов проживает в Москве. Он награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III и II степени, болгарским орденом Боевого Красного Знамени, казахским орденом «Парасат», многими медалями.

Решением сессии муниципального Собрания Мирного от 1 июня 2007 года Владимиру Леонтьевичу Иванову присвоено звание «Почетный гражданин города Мирного» за выдающиеся заслуги перед муниципальным образованием Мирный, большой личный вклад в развитие Мирного, обеспечение его благополучия и процветания.

Строевой смотр одной из войсковых частей полигона

На вопрос: «Что бы вы хотели поменять в прожитой жизни?» — Владимир Леонтьевич Иванов отвечает: «Да, пожалуй, ничего», — и показывает составленную им «Карту земных орбит командующего». Карта страны практически вся испещрена отметками, где ему довелось побывать по служебным делам. Люди, живущие в далеких и близких краях, и ныне помнят добрые дела этого неординарного человека. Согласитесь, умение оставить след в истории — особый талант, и даруется он не каждому.

Старший сын леонид принимает присягу в Академии им.А.Ф.Можайского. 1982 год. На фото В.Л.Иванов с супругой Элеонорой Францевной

В статье использованы материалы, фото и фрагменты из следующих источников:

1. «Северный космодром России». Космодром «Плесецк». 2007 год.

2. «Их имена в истории города». Мирный. 2008 год.

3. В.Букрин. «Земные орбиты командующего». Статья в газете «Красная звезда» от 11.04.2007 года.

Ничто не предвещало Владимиру Леонтьевичу Иванову «космической» биографии. В 1979 году он возглавил полигон. Его знают все, кто занимается космосом и ракетной техникой.

От старта к старту

Владимир Леонтьевич Иванов – начальник 53 НИИП в 1979-1984 гг.

Почетный гражданин города Мирный